Базовые основы колористики в парикмахерском искусстве для начинающих

Ежегодно учебные заведения выпускают сотни мастеров парикмахеров, которые должны заботиться о женской красоте. Однако далеко не все мастера умеют правильно обращаться с оттенками красок при подборе клиенту. Именно поэтому мы сегодня рассмотрим основы колористики. Эта информация будет полезна, как опытным профессионалам, так и начинающим парикмахерам. Итак, представляем вашему вниманию: колористика для парикмахеров: теория и не только!

Что такое колористика, современные тенденции

Колористика – это наука о цветовой культуре, в которую входит совокупность сведений о природе, происхождении, особенностях цвета, принципах соединения цветов, их контрастах и сочетаниях. Основные направления развития современной колористики – это разделение парикмахеров на категории: стрижка или покраска, а также разработка новейших видов сложной покраски.

Мужской специалист по стрижкам получил название «барбер», женский – «hair стилист», мастер, занимающийся окрашиванием прядей – колорист.

image

Как выбрать курс

В общедоступности информации получить доступ к образовательным ресурсам можно в пару кликов мыши. Выбирая образовательную организацию, выделите следующие параметры.

Невозможно научиться чему-то ранее неизвестному за 2-3 дня. Для получения свежих навыков и знаний подойдут долгосрочные курсы.

image

Внимательно изучите информацию по курсам, которые открыты в городе. Посмотрите на:

  • лицензию образовательного учреждения;
  • квалификацию преподавателей, их образование, стаж;
  • давно ли работает организация;
  • методики обучения;
  • материалы для работы;
  • размер групп, возможность индивидуальных занятий;
  • продолжительность курса;
  • цена;
  • программа обучения;
  • близость к дому;
  • отзывы.

О расписании можно узнать на сайте. В основном, занятия проходят в удобное время по будням и в выходные дни.

Сравните несколько вариантов, узнайте о необходимых требованиях к навыкам и знаниям. Когда выбрали курс, будьте внимательны при подписании договора.

Обучение с нуля для начинающих парикмахеров

Ключевые знания колористики предоставляют мастеру возможность быстро построить карьеру и обеспечить себе в дальнейшем приличный заработок. Обучение с нуля позволяет выявить сильные и слабые стороны начинающего специалиста и раскрыть его творческий потенциал.

От чего зависит цвет

Цвет волос обуславливает меланин (природный пигмент), который, в свою очередь, подразделяется на:

  1. Эумеланин – пигментные частицы синего и красного цвета, характеризующиеся крупным размером и удлиненной формой. В большом количестве они придают прядям темный цвет, свойственный брюнеткам, или наоборот.
  2. Феомеланин – небольшие и округлые молекулы меланина желтого и красного цвета. Устранить их полностью невозможно из-за высокого риска повреждения волосяного стержня. От элементов феомеланина зависит тон осветления и конечный результат покраски. Например, в медных прядках можно рассмотреть множество желто-красных гранул, а в черных их содержание минимально. С возрастом выработка меланина останавливается, что приводит к обесцвечиванию волос, то есть, к поседению. Применение агрессивных химических средств при покраске способствует разрушению феомеланина и выпадению волос.

    image

Важно! В натуральных локонах присутствуют два вида частиц одновременно: фео- и эумеланин, количество каждого обуславливает цветовое отражение.

Основы теории цвета

В колористике выделяют следующие цвета:

  • первичные – основные: синий, желтый и красный, при их смешивании получаются цвета второго порядка;
  • вторичные – фиолетовый (синий + красный), оранжевый (желтый + красный), зеленый (синий + желтый);
  • третичные – получаются в результате смешивания вторичных цветов с базовыми.

    image

Их вполне достаточно для того, чтобы полностью передать цвет прядей. Тона оттенков делятся на несколько типов:

  • холодные – синий, фиолетовый;
  • теплые – оранжевый, желтый;
  • теплые и холодные – красный, зеленый.

    image

Специфика работы с цветом при покраске:

  1. Цвета, расположенные напротив друг друга, имеют способность к взаимной нейтрализации, поскольку характеризуются одинаковой степенью интенсивности.
  2. Нейтрализация холодных тонов допустима только с добавлением теплых. В то же время повторение этой операции наоборот невозможно: при добавлении к теплым тонам холодных цвет получается грязный.
  3. Процедура придания теплой гаммы прядям с холодным оттенком начинается с нейтрализации холода в тоне.
  4. Совместимы те теплые оттенки, которые стоят в цветовом круге друг за другом по часовой стрелке.
  5. Несовместимы холодные оттенки, располагающиеся друг за другом против часовой стрелки.
  6. Сочетание несовместимых холодных и теплых оттенков невозможно.

Уровень глубины тона

Под уровнем глубины тона подразумевается основной цвет прядей, не имеющий дополнительных оттенков. Этот показатель обусловлен непосредственно количеством содержащегося в волосяном стержне меланина. Выделено 10 таких показателей, обозначенных цифрами:

  • 1 – черный;
  • 2 – натуральный черный;
  • 3 – темный шатен;
  • 4 – шатен;
  • 5 – светлый шатен;
  • 6 – темно-русый;
  • 7 – средне-русый;
  • 8 – светло-русый;
  • 9 – блондин;
  • 10 – светлый блондин.

Как правило, базовые тона соответствуют первой цифре номера красителя. При расширении цифрового обозначения компании-изготовители добавляют вторую и третью цифру.

Фон осветления и его нейтрализация

Фон осветления – это получившийся после окисления цвет меланина, сохранившийся внутри стержня волоса. Существует несколько действий, допустимых с ФО:

  • дополнительное осветление;
  • нейтрализация;
  • усиление.

Важно! Основной принцип колориста заключается в недопустимости осветления краски краской.

Что такое цветовое направление

Цветовое направление – это проявившийся на волосах в результате покраски оттенок. В то время как цветовой нюанс – это второстепенный оттенок, обозначаемый в таблице красок буквой или цифрой.

Как и где можно применить полученные знания

Навыки колористики волос пригодятся в профессиональной области для повышения квалификации специалистов. Полученные знания приведут новых клиентов, порадуют постоянных, принесут дополнительный доход.

Для дополнительного ухода за волосами существует также ряд процедур, как например нанопластика или полировка. О курсах по нанопластике волос расскажет этот материал, а подробнее о курсах полировки — здесь

Правильное сочетание цветов пригодится стилистам для составления свежих образов. Знания, полученные на курсах, помогут правильно подбирать цвета одежды и макияжа. Подойдет девушкам, которые хотят выглядеть стильно.

Особенности колористики по цветотипам внешности

Различают 4 цветовых типов внешности:

  • осень;
  • зима;
  • весна;
  • лето.

Определить принадлежность человека к какому-либо из них, помогает следующая таблица:

Наименование Цвет глаз Цвет кожи Цвет волос Подходящие оттенки
Осень Карие, золотисто-коричневые. Смуглая с золотистым оттенком, возможны веснушки. Светло- и темно-каштановые с золотистым отливом. Коричневые, золотистые, природные темные. Недопустимы холодные оттенки.
Зима Диапазон: от светло-коричневых до почти черных. Светлая Черные, каштановые Яркие, насыщенные. Недопустимы теплые и нейтральные.
Весна Янтарный, зеленый, голубой. Персиковая, розовая, светлая. Возможны веснушки. Светло-русый, каштановый с золотом, светлый блонд. Пастельные, природные. Недопустимы контрастные и яркие.
Лето Сероватые, зеленые, холодные голубые. Молочная, оливковая. Пепельные блонды, темно-русые, холодный каштан.

Классификация цветовых уровней

Волосы тоже содержат в себе 3 основных цвета. Пигментация волос различна, отличается оттенками. Они разделены на 10 цветовых уровней: от 1 (черный цвет) до 10 (белый, блонд):

  • С 1 по 3 доминирует синий цвет, немного проявляется красный. Желтый не обнаруживается. При смешивании этих тонов получают каштановый и темно-коричневый оттенок.
  • С 4 по 7 преобладает красный пигмент. Желтый и синий едва заметны, содержатся в ничтожных количествах.
  • С 8 по 10 уровни содержат только желтый пигмент.

Желтый пигмент находится в самой глубине волоса, из-за чего парикмахерам труднее всего бороться с желтизной.

На красках обычно указывается 3 цифры (к примеру, 8.43). Первая из них обозначает цветовой уровень (в данном примере рыжий пигмент с добавлением золотистого оттенка).

Состав красителей: что важно знать

Существует 3 вида красящих составов для волос, каждый из них имеет синтетическое происхождение:

  • тонирующие;
  • перманентные;
  • полуперманентные.

Все красители классифицируются по ряду признаков:

  • глубина проникновения;
  • стойкость;
  • состав.

Перманентные красители

Эти краски изготовлены на основе аммиака и характеризуются продолжительной стойкостью.

Важно! В работе мастера перманентные красители считаются основными, окрашивание ими допустимо лишь с использованием оксигена, способствующего окислительному процессу.

Полуперманентные краски

В состав полуперманентных красящих средств входит этаноламин – элемент, производный от аммиака. Для работы с ними также необходимо наличие оксигена, стимулирующего химическую реакцию. На основании многочисленных исследований было установлено, что вред, причиняемый волосам при использовании этаноламина, гораздо серьезнее, чем при работе с аммиаком.

Осветляющие красители

При желании клиента поднять светлость без использования осветляющего средства, специалист прибегает к осветляющему красителю. Однако такое решение возможно лишь при условии, что это позволяет первичная база прядей. К примеру, состав с легкостью сработает с 7 до 9 уровня, однако с 4 до 7 уже не дотянет.

Важно! Для использования осветляющих красителей необходимо наличие очень высокого окислителя.

Красители прямого действия

Для работы с такими составами оксиген не нужен. В результате покраски получаются неестественно яркие оттенки. Основной недостаток подобных красителей состоит в быстром смывании. Чаще всего их используют при желании провести эксперимент с обесцвеченными волосами.

Тонирующие краски

Такие продукты характеризуются низким процентом содержания аммиака и применяются лишь с низкопроцентными оксигенами. Посредством этих красителей выполняют тонировку обесцвеченных или светлых прядей, и придают насыщенный блеск темным или природным локонам.

Натуральные красители

Природные красители (хна и басма) не проникают в основное вещество волоса (кортекс) и не повреждают кутикулу. Подобные средства благоприятны для шевелюры и способствуют ее оздоровлению.

Физическое воздействие цвета

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола, и других факторов.

Красный. Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания.

Оранжевый. Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Желтый. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Зеленый. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному. Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Голубой. Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Синий. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Фиолетовый. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Image SPb 2010 – 2013 3

Правила и таблица смешивания разных оттенков

При смешивании оттенков необходимо соблюдать гармонию цветов. Так, к примеру, в результате соединения двух несочетаемых друг с другом тонов получится «грязный» цвет.

Пользовались ли вы услугами колориста до этого?

ДаНет

Первичные цвета

Смешение первичных цветов позволяет получить остальные цвета. В цветовом круге их содержится 3: синий, желтый и красный.

Вторичные цвета

Получаются в результате соединения в равном соотношении двух первичных цветов. К ним относят: оранжевый, фиолетовый, зеленый.

Третичные цвета

Образуются при смешивании первичных и вторичных цветов, к примеру: фиолетово-красный, темно-желтый и т.п.

Ахроматические цвета

Получаются при соединении в равных частях трех первичных цветов. Их представители – черный, серый, белый.

Родственные оттенки

В звезде Освальда такие цвета расположены рядом друг с другом, образуя приятное глазу, гармоничное сочетание. Существует 4 группы родственных оттенков:

  • сине-зеленые;
  • сине-красные;
  • желто-зеленые;
  • желто-красные.

Гармоничные сочетания

Оттенки – родственники в кругу, не имеющие способности к нейтрализации друг друга. В результате их смешения образуются гармоничные сочетания.

Монохромные цвета

Получаются при соединении оттенков с разной светлотой и насыщенностью, но одного тона.

Пепельные оттенки

Цвета считаются сложными и требуют тщательной подготовки колориста.

Важно! Для получения чистого пепельного оттенка потребуется качественное осветление волос и нейтрализация появившейся при этом процессе желтизны.

Нейтрализация

Колористика в окрашивании волос предполагает умение не только правильно компоновать оттенки для получения желаемого результата, но и исправлять ошибки. Например, после неудачного осветления часто проявляется желтый пигмент. Задача мастера – устранить проблему.

Для этого берем цветовой круг, смотрим на неудачный цвет и находим тот, который расположен четко напротив него. Это и будет необходимый нам микс-тон, добавление которого смягчит нежелательный оттенок. Если говорить конкретно о желтизне, от нее поможет избавиться фиолетовый корректор.

Результат покраски рассчитывается по простейшей формуле:

исходный цвет шевелюры (фон) + искусственный пигмент = конечный цвет.

Техника сложного окрашивания волос

Существует два варианта покраски: простой и сложный. К первому относится окрашивание в один тон, обесцвечивание от корня и тонировка. Второй включает ряд техник, к примеру: омбре, балаяж, мелирование, шатуш и т.п.

Деление на цветовые уровни

Цвет волос обусловлен доминированием какого-либо пигмента, изменяясь в зависимости от его количества. На упаковке красителя первой цифрой производитель обозначает глубину тона, второй и третьей – цветовой нюанс.

Создание цветовых комбинаций

Подбирая оттенки, мастер учитывает ряд факторов:

  • желание клиента;
  • цветовой тип внешности;
  • исходную базу прядей.

Оттенки должны гармонировать не только друг с другом, но и с цветом кожи и глаз.

Процесс смешивания цветов

При смешивании красок необходимо брать за основу природный краситель, создающий надежную базу и восполняющий в волосе пигментную пустоту. Затем должен идти краситель с тем или иным цветовым нюансом для придания прядям желаемого оттенка.

Окрашивание прядей

Окрашивание волос не в каждом случае бывает полным. Колористами применяются техники, при которых окраске подвергаются лишь отдельные пряди.

Блондирование

Позволяет создать на прядках эффект выгоревших волос.

Омбре

Благодаря этой технике из нескольких оттенков краски, взятых за основу, получается эффект градиента – плавный переход одного цвета в другой.

Мелирование

Предоставляет возможность быстро оживить классическую стрижку, создав новый оригинальный образ. При этом волосам причиняется минимум вреда.

Matrix

3аслуживает внимания и краткая теория «Матрикс» (колористика для парикмахеров). Matrix оказывает щадящее влияние и является безаммиачным красителем. Применяют данную линейку для формирования свежего тона на натуральных и неосветленных прядях. А еще ею можно исправлять тон. Она содержит керамиды, которые реконструируют губчатую текстуру, что дает возможность однородно покрасить пряди и добавить естественный блеск.

Существует несколько групп продуктов:

  • Extra – полустойкий краситель, который используют для углубленного закрашивания седых волос. Цветовая гамма состоит из шести тонов и окислителя. Держится краситель довольно долгое время. Пряди уже после окрашивания станут нежными и сияющими.
  • Beauty – изготавливается для окрашивания натурального оттенка и седины. Ухаживающий ансамбль с маслами и новейшая формула не дают текстуре повреждаться. Цветовая гамма этой серии складывается из 58 нюансов. Их допускается совмещать, получая свежие решения. Тон волос делается эффектным, смотрится непринужденно, интенсивно. Цвет краски можно подобрать в соответствии своему цветотипу.
  • Matrix SoRED – серия презентует красочные творческие цвета. Краской разрешено мелировать локоны. Цветовой результат держится вплоть до 20 смываний.
  • V-light – обесцвечивающий порошок. Группа хорошо подойдет для глубокого осветления, а кроме того, для мелирования. Локоны возможно отбелить за 7 шагов. Невзирая на то, что порошок усиленно влияет на локоны, в нем находится пантенол, который защищает от пересушивания. Результат от его использования будет зависеть от начального оттенка.
  • Master – ускоренный отбеливающий пигмент. С помощью данного средства локоны можно отбелить за 8 шагов.

«Матрикс» создала раздельную палитру, которая включает более 50 цветов.

Подбор оттенков по кругу Освальда для красок разных производителей

Каждый краситель характеризуется уровнем глубины тона и содержит вспомогательные пигменты, корректирующие уровень оттенков: фиолетового, золотого и красного.

Индола

Около 100 различных оттенков, представленных в ассортименте, дополняются 9 колерами. В процессе смешивания холодные оттенки соединяются с красителями без дополнительного колера, а теплые – с золотистым колером.

Игора

Для придания волосам того или иного эффекта «Игора» имеет ряд палитр.

Лонда

Стойкий состав, идеально подходящий для закрашивания седины. Однако имеет в своем составе несколько сложно удаляющихся после окрашивания пигментов. В результате темные тона вымываются в персиковые и розовые оттенки.

Капус

В палитрах этой серии представлены 6 составов для усиления цвета и 106 оттенков.

Палет

Средство, рассчитанное на домашнее окрашивание, включает краску, варьирующуюся в интервале от 1 до 10 уровней глубины цвета и стандартный окислитель. В зависимости от стойкости окрашивания «Палет» делится на 3 вида. Для профессиональной коррекции цвета это средство не подходит.

Эстель

Палитра предлагает оттенки от 1 до 10 уровней тона. Серия характеризуется множеством линеек, предусматривающих различное окрашивание, в том числе, для закрашивания седины и получения индивидуального тона.

Гарньер

Включают краситель и стандартный окислитель. Определенные виды содержат до 3 дополнительных колеров. Средства «Гарньер» не предназначены для цветовой коррекции

Матрикс

Краски отличаются содержанием высококачественного сырья, способного легко поднимать тон на 2 и выше уровня и получать желаемый оттенок.

«Эстель»

Теория колористики для парикмахеров, пользующихся продукцией этого бренда, сводится к следующему:

  • Для окрашивания расход краски на волосы средней густоты и длины до 15 см — 60 г.

Соотношения:

  • темные нюансы (1-7 ур.) — 1 ч. красителя «Эстель Сенсе де Люкс» + 2 ч. 3 % активатора «Де Люкс».
  • светлые нюансы (8-10 ур.) — 1 ч. красителя «Эстель Сенсе де Люкс» + 2 ч. 1,5 % активатора «Де Люкс».

Цветные корректоры используются для удаления ненужного нюанса, ослабления тона и увеличения цветного аспекта. Аммиачный корректор используется для осветления красителя и косметической основы. Промежуточный корректор растягивает пигмент по световой линии; возможно использовать его для активного тонирования с разноцветными корректорами. Для углубления цветного аспекта прибавлять до 13 ч. на 30 г краски.

Возможные ошибки

Наиболее распространенная ошибка колориста – неправильно определенная структура волос и глубина тона. Также ошибки допускаются в процессе соединения красителей и непосредственно при окрашивании, к примеру:

  • использование несочетающихся между собой оттенков;
  • неграмотная нейтрализация нежелательного тона;
  • неправильно подобранный оксиген;
  • недостаточное время для процедуры окрашивания.

Колористика – довольно непростая наука, требующая ответственности и внимательности. Лишь поэтапное ее изучение позволит начинающему парикмахеру стать профессионалом своего дела.

  • Об авторе
  • Профиль VK

Добавление оксигена

Оксиген, или перекись водорода, вступает во взаимодействие с аммиаком, производя окислительную реакцию и запускает процесс окрашивания волос. В России они начинаются от 1% и заканчиваются 12%, за рубежом 15%. Наиболее частыми в использовании являются 3%, 6% и 9% окислители.

Для того, чтобы затонировать волосы или окрасить их тон в тон, мастер должен использовать 1,5% или 3% оксид. Седина поддаётся закрашиванию только на 6%, при соблюдении пропорции 1ч. красителя к 1.ч оксигена. Это является одним из золотых правил колористики.

На 9% окислителе парикмахеры проводят осветление. Он подвергает волосы наибольшему разрушению. Данную процедуру можно выполнить и на 6%, но светлость поднимется лишь на несколько тонов. 12% оксиген опытные мастера стараются не использовать, из – за его агрессивного воздействия на структуру волоса.

Физиология восприятия цвета

Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека — колбочек. Штриховой линией показана чувствительность палочек — рецепторов сумеречного зрения. Ось длин волн на графике имеет логарифмический масштаб

Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении цветочувствительных клеток — рецепторов глазной сетчатки человека или животного, — колбочек. У человека и приматов существует три вида колбочек, различающихся по спектральной чувствительности, — ρ (условно «красные»), γ (условно «зелёные») и β (условно «синие»), соответственно. Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки.

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трёх цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения»). Установлено, что пресмыкающиеся, птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300—380 нм), синюю, зелёную и красную часть спектра. При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения — палочки — автоматически отключаются.

Субъективное восприятие цвета зависит также от яркости и скорости его изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (см. цветовая температура), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета); и от других, ситуативных, психологических моментов.

Цвет

Прежде чем идти дальше, важно понять саму суть цвета. В словаре Уэбстера он определяется как световое явление (например, красное, коричневое, розовое или серое) или явление визуального восприятия, позволяющее человеку различать объекты, которые в противном случае казались бы одинаковыми

Проще говоря, цвет — это признак объекта, который возникает из-за света, излучаемого или отражаемого этим объектом. Цвет можно визуально «проверить», оценив его свойства (тон, насыщенность, хроматичность и яркость). Для полноценного понимания значения цвета давайте дадим определения его характеристикам.

Ссылка на основную публикацию
Похожее