Актрисы, сыгравшие Екатерину Великую (9 фото)

«Екатерина» многострадальная

image Совсем недавно на Сплетнике в блогах был пост, который анонсировал два новых сериала о Екатерине Великой. Один из них — «Екатерина», с Мариной Александровой в главной роли, стартовал два дня назад на канале «Россия-1».

Нужно отметить, что я почти не смотрю сериалы. Но, поскольку со школьного возраста являюсь неизменной поклонницей екатерининской эпохи, а в настоящее время — это сфера моих профессиональных интересов, то читаю и смотрю о ней все что мне доступно — источники (архивные документы, мемуары), книги, статьи, документальные и художественные фильмы. Для меня очень привлекательна и безумно интересна личность самой Екатерины Великой во всех проявлениях, со всей ее противоречивостью.

Как обычно показывали образ императрицы в фильмах?

В советский

период по известным идеологическим причинам биография императрицы попросту не экранизировалась. В то время образ Екатерины II фрагментарно фигурировал в картинах, посвященных известным историческим личностям: А.В. Суворову, Ф.Ф. Ушакову, М.В. Ломоносову и др. В них императрица, как правило, предстает этакой дебелой матроной, жестокой (реже — милостивой) самодержицей, которая вершит чужие судьбы. Понятно, что цели раскрыть личность и многогранный характер царицы, у сценаристов той поры просто не было. Роль императрицы, однако, доставалась очень именитым талантливым актрисам с богатым профессиональным опытом, и способным перевоплощаться. Именно игра большинства актрис и актеров того времени и хорошо проработанный сценарий, соблюдение исторических тонкостей (быт, мода, манеры, речь) отчасти компенсируют идеологизацию советского исторического кино.

Кадры из фильмов «Царская охота» (С. Крючкова), «Русский ковчег» (М. Кузнецова), «Графиня Шереметева» (Л. Федосеева-Шукшина), «Сны о России» (М. Влади), «Михайло Ломоносов» (К. Кохв), «Емельян Пугачев» (В. Артмане):

В 90-е годы

появился ряд фильмов, где императрицу представляли несколько иначе.

В иностранных фильмах режиссеры и сценаристы делали упор на личную жизнь Екатерины — ее романы — мнимые и реальные. Конечно, в таких фильмах обязателен был рассказ о дворцовом перевороте 1762 года, приведшем к власти императрицу, об убийстве Петра III и о восстании под руководством Е. Пугачева. О количестве исторических ляпов, откровенных ошибках и неточностях в фильмах иностранцев я сейчас писать не буду.

В постсоветском отечественном историческом кино Екатерина есть. Но эти фильмы в основном приключенческие, в них исторические персонажи действуют наряду с вымышленными героями — «Виват, гардемарины!», «Мушкетеры Екатерины», «Пером и шпагой». В них много-много вымысла. А Екатерина — этакая любвеобильная интриганка))

Кадры из фильмов «Екатерина великая» (Кэтрин Зета-Джонс), «Молодая Екатерина» (Джулия Ормонд), «Виват, гардемарины!» (Кристина Орбакайте):

По всем этим эпизодам очень трудно, практически невозможно составить впечатление о том, какой на самом деле была царица. Но, надо сказать, что такой задачи и не было у создателей.

В 2006 году

был экранизирован роман В.С. Пикуля «Фаворит». Сразу отмечу, что роман этот художественный. Те кто знаком с содержанием, знают, что стиль Пикуля своеобразен. Но 8-серийный фильм по роману я выделила бы особо. Петербургская театральная актриса Наталья Суркова отлично справилась с ролью императрицы. Пожалуй, на сегодняшний день, для меня это лучшее воплощение императрицы в кино. Героев не идеализируют, и, что немаловажно, не демонизируют. Я вижу в актрисе и сильную властную императрицу, и живую, не очень счастливую женщину. Хотя фильм снят по художественному роману, создатели включили в него подлинные исторические диалоги, добились портретного сходства актеров с реальными персонажами: П.А. Румянцевым, А.В. Суворовым, Великим Князем Павлом и др. Главные герои — Екатерина II и князь Г.А. Потемкин — не исторические декорации, не фон, а живые люди с их слабостями и достоинствами, печалями и радостями, со своим характером. В общем, сериал неплох. Хронология выдержана, показаны ключевые исторические события того времени, индивидуальность исторических деятелей. При этом, на протяжении всего сериала раскрывается драматичная и трогательная история личных взаимоотношений Екатерины и Потемкина, без пошлости и нелепостей (признаюсь, что это моя любимая пара в истории) )) А многие роли, в частности — роль царицы — сыграны очень здорово! Хороший сериал. Не без недостатков, конечно, но хороший.

Актриса Наталья Суркова в роли Екатерины II, «Фаворит»

И вот я дождалась. В этом году сняли сразу два фильма, которые посвящены именно биографии Екатерины II. Один из них — с Мариной Александровой в главной роли. На этой неделе уже показали 9 серий. Биография Екатерины II настолько потрясающа, необычна и многогранна — есть где развернуться, есть с чем поработать и без ненужного вымысла. Но увы. В девяти сериях из 12-ти так много ляпов и неточностей, что даешься диву… Нет-нет, я понимаю что это художественный фильм. Но ведь все его герои — реальные люди со своей судьбой. И такие вещи как хронология событий, название титулов или имена, на мой взгляд, должны все же быть правдивыми. Дух эпохи, в конце концов… Ведь это наше российское кино, о нашей же истории. И в титрах значится имя консультанта по истории. Ну, судите сами))

Все мужские персонажи в фильме без париков, а некоторые — с трехдневной щетиной)) Хотя все мы помним, что с петровского времени появляться так при дворе было просто дурным тоном. Прически и макияж придворных дам тоже весьма современны) Женщины могли ходить со своими волосами, но прически!..

Создатели сериала не позаботились о том, чтобы хотя бы назвать и титуловать персонажей так, как их звали и титуловали в реальности. Хронология не соблюдается в принципе. Особого внимания заслуживают диалоги, с употреблением современных слов и речевых оборотов, которых в то время не было и в помине. Характеры героев (кроме, пожалуй, Елизаветы) прописаны и показаны слабо. Смотришь — и не понимаешь, каким был человек.

Немного о главных героях

Екатерина

.

В реальности

: Очень интересная и неоднозначная личность. В молодости — стройная худенькая голубоглазая брюнетка. В более зрелом возрасте — невысокая располневшая женщина. Пусть вас не смущают светлые волосы на некоторых портретах. По моде того времени их покрывали пудрой)) По свидетельству ее современников она обладала каким-то особым даром нравиться, очаровывать людей, привязывать их к себе. Простота в общении, легкий веселый нрав и мощное обаяние — в общем, харизма, в сочетании с большим умом, отличными манерами и образованностью. Вместе с тем она была абсолютной реалисткой во всем, весьма честолюбивой, энергичной, непоколебимой в решениях, по-немецки аккуратной и педантичной.

Вот она в молодости:

Екатерина 18 лет прожила при дворе Елизаветы. До рождения сына — это идеалистка, которая верила в лучшее. Она искренне полагала, что счастье с ее женихом возможно и старалась заслужить его внимание. Через 10 лет после приезда в Россию — это нелюбимая жена, «соломенная вдова» — без любви, без ребенка, которого у нее отняла императрица Елизавета. Разум ее холоден и трезв. Она вела очень замкнутый образ жизни, и прочла столько исторических, политических и философских книг, сколько могла достать. Именно тогда выкристаллизовывался ее твердый характер и будущая политическая воля.

В фильме

нам показывают юную девушку, которая едет в заснеженную Россию к прекрасному принцу. Марина не похожа ни внешне, ни по характеру. Она кукольно красива (а это не соответствует действительности), красива по-современному, она мила, но в ней не чувствуется того мощного обаяния, силы характера, присущих ее реальной героине. По сюжету с времени приезда ее в Россию проходит 7 лет, но Александрова по-прежнему не выходит из образа романтичной восторженной девушки…

Зато потом создатели фильма переходят к другой крайности. И показывают зрителю, как отверженная мужем Екатерина открыто спит с любовниками в своих покоях. И открыто дерзит Елизавете в лицо. Такого, в условиях елизаветинского двора не могло быть по определению….

Елизавета Петровна

, императрица

В реальности:

Дочь Петра Великого. Царствовала 20 лет. В молодости веселая, любящая жизнь, слыла одной из красивейших женщин своего времени. Безусловно, неглупая, в первые годы своего правления активно занималась государственными делами, однако позже весьма охладела к ним. В зрелом возрасте современники замечали за Елизаветой такие качества как мнительность, капризность, подозрительность. В ней причудливо сочетались доброта и жестокость, щедрость и мелочность, большая набожность — со склонностью к светским развлечениям, балам, охоте.

Актриса Юлия Ауг- Елизавета Петровна

В фильме

Елизавета какая-то чересчур грозная. Хотя, типаж неплохой, но актриса изображает императрицу слишком суровой. Она постоянно грозит кому-то казематами и пытками, а с придворными обращается исключительно на повышенных тонах)) Кстати, сюжетная линия с участием Елизаветы по объему не уступает сюжетной линии с участием Екатерины. В первых сериях 35-летняя императрица мечтает сама родить наследника, от…. своего фаворита графа Алексея Григорьевича Разумовского. При этом не являясь его супругой, и не имея даже шансов легализовать их отношения.Интересно, случись это в реальности, как бы они узаконили права ребенка императрицы и бывшего певчего церковного хора — малоросса Разумовского. Да что там — это было просто невозможно. Но этому уделена масса сериального времени.

Александр Лазарев-мл. в роли графа А.Г. Разумовского:

Петр III Федорович

В реальности

: муж Екатерины и родной племянник и наследник Елизаветы Петровны. Неглупый, добрый и доверчивый, наделенный живой фантазией, но плохо воспитанный, инфантильный, болтливый и вспыльчивый. Тяготился своим положением, мечтал уехать в Пруссию. Не любил супругу (как и она его). В первые годы замужества они достаточно хорошо ладили с Екатериной, были если не друзьями, то товарищами по несчастью. Увлекался военными упражнениями, игрой на скрипке. С годами отношения с женой совершенно разладились, у них возникла взаимная неприязнь друг к другу.

Актер Александр Яценко — Петр III

В фильме

Петра показывают по классической схеме: военная муштра, инфантильность, нелюбовь к России. В первых сериях создатели фильма акцентируют внимание на том, как Петр чурался невесты, а затем супруги. Просто патологически, чего не было в реальности. Равнодушие — да, но не доходящее до крайности. В некоторых сценах Екатерина пытается сама поцеловать жениха (о-хо-хо, это в XVIII-то веке)))), а в сцене первой брачной ночи она обнаженная прыгает в постель к молодому мужу со словами: «Я вся ваша!!» — а он отскакивает от нее как черт от ладана.

Приведу цитату: «Императрица повела нас с Великим Князем в наши покои; дамы меня раздели и уложили между девятью и десятью часами. Я просила принцессу Гессенскую побыть со мной ещё немного, но она не могла согласиться. Все удалились, и я осталась одна больше двух часов, не зная, что мне следовало делать: нужно ли встать? Или следовало оставаться в постели? Я ничего не этот счёт не знала…».

Ей ведь было всего 16 лет, какое уж тут «Я вся ваша»….

Фавориты

Сергей Салтыков

В реальности

этот человек появляется при малом дворе лишь в середине 50-х годов — через 9 лет после приезда Екатерины в Россию. Считается, и это косвенно подтверждает Екатерина в своих мемуарах, что Салтыков был первым фаворитом Великой Княгини. В некоторых исторических трудах его имя фигурирует как имя отца сына Екатерины — Павла. Однако, до сих пор об этом факте доподлинно ничего неизвестно, и вряд ли будет известно. Судя по всему, Екатерина действительно была влюблена, она писала, что он казался ей прекрасным как день, а вот Салтыков — ловелас, интриган и хитрец, просто воспользовался ее наивностью и невинностью, и через короткое время просто охладел к Екатерине.

В фильме

это персонаж эпичный)) Он появляется уже в тот момент, когда юная Фике с матерью только пересекли границу России. Влюбляется) И позже фигурирует в множестве сцен, позволяя себе давать советы Петру Федоровичу, и дарить цветы его невесте. Апофеоз наступает тогда, когда Елизавета просто «нанимает» Салтыкова, чтобы тот вступил в связь с Екатериной, ну, чтобы долгожданный наследник наконец родился))) И он, в не совсем трезвом состоянии, дерзко разговаривает с императрицей, чуть ли не закинув ноги на ее стол. Образ графа Салтыкова (который в фильме почему-то князь) завершает гламурная прическа и легкая небритость.

И еще несколько персонажей:

Граф Станислав Понятовский

, польский посол в России, будущий король Польши. В фильме он появляется фрагментарно, и его тоже титулуют князем, причем Великим (вообще, так титуловали только членов царской семьи). Обратите внимание, актер Алексей Воробьев и в XX и в XVIII веке с одной и той же прической)))

Граф Орлов

(в фильме пока числится штабс-капитаном).

С Екатериной они вступают в интимные отношения в движущейся карете, или просто прямо на полянке в императорском парке. И ничего что муж или тетушка Елизавета в любой момент могут их взять с поличным))

Вообще, ни одна из названных любовно-романтических линий не выдержана. Все как-то смято, и не вызывает сопереживания.

————————————————-

Пожалуй, пора завершать, потому что писать об этом можно еще очень долго… Мне всегда нелегко смотреть историческое кино. Особенно — об этом времени, о XVIII веке. Бросаются в глаза все ошибки, неточности, но я всегда делаю скидку на то, что кино художественное.

Но… Ведь есть такие биографические фильмы как «Михайло Ломоносов» с великолепным Виктором Степановым, или «Царь» (об опричнине Ивана Грозного) с Петром Мамоновым и Олегом Янковским и др. Словом — качественное историческое кино, основанное на множестве подлинных свидетельств, но при этом не ставшее менее интересным. Буду ждать выхода сериала о Екатерине Великой на первом канале. И надеюсь, еще найдется режиссер, который снимет достойное кино об этой неординарной женщине и ее жизни, которая была интереснее любого вымысла. И о замечательной и очень интересной эпохе — единственной в истории России, когда правили Императрицы.

image
image
image
image

Сериалы

Фаворит (2005)

В роли Екатерины Великой: Наталья Суркова

Как сложно порой отделить точные исторические факты от вымышленных историй! В эпоху царствования Екатерины Великой, когда один фаворит сменял другого, летопись придворного фаворитизма изобилует неточностями и домыслами.

Однако среди любовников императрицы встречались по-настоящему незаурядные фигуры, которые дерзко вмешивались в большую политику и искренне радели о будущем Российского государства.

И только князю Потёмкину удалось достичь невозможного…

Екатерина (2014)

В роли Екатерины Великой: Марина Александрова

1745 год. Императрица Елизавета Петровна не может допустить, чтобы на российский престол взошёл слабоумный цесаревич Пётр III. По велению Елизаветы в северную столицу съезжаются невесты, среди которых была и очаровательная Фике — юная прусская принцесса.

В далёкой и загадочной России Фике ждут заговоры придворных и шпионов, жёсткий расчёт императрицы и ледяное безразличие будущего супруга. Юной принцессе угрожает смертельная опасность.

Но жребий брошен, и она начинает борьбу за трон…

Великая (2015)

В роли Екатерины Великой: Юлия Снигирь

Дворцовые интриги, заговоры, личные драмы… Маленькой принцессе Фике из обедневшей ветви прусских королей предстоит пройти сложный путь, прежде чем её детская и немного наивная мечта осуществится.

Ей не повезло с супругом, но она нашла тех, кто помог ей устранить Петра III и взойти на российский престол. Братья Орловы, князь Григорий Потёмкин… С восхождением Екатерины Великой наступает блистательная эпоха фаворитизма и Золотой Век Империи.

Двадцать лет, которые изменили судьбу России.

Екатерина. Взлёт (2016)

В роли Екатерины Великой: Марина Александрова

Шесть лет прошло с тех пор, как на российский престол взошла Екатерина Алексеевна.

Она уже давно не та робкая и тихая принцесса, оказавшаяся в самом сердце чужой страны среди придворных волков. Её власть и могущество растут с каждым днём, но заговорщики, которые угрожают не только императрице, но и благополучию державы, никуда не исчезли.

С государственными делами тесно переплетаются любовные интриги: за сердце государыни сражаются сразу два фаворита…

Екатерина. Самозванцы (2019)

В роли Екатерины Великой: Марина Александрова

На дворе 1774 год. Правлению Екатерины Второй угрожает опасность сразу с четырёх сторон.

Война с Турцией может обернуться для Российской Империи либо сокрушительным разгромом, после которого будет сложно оправиться, либо удачным миром.

А пока русские войска ожесточённо сражаются с турками, в Европе объявляется княжна Елизавета Тараканова, которая выдаёт себя за дочь Елизаветы Петровны. Таким козырем в большой политической игре за престол с огромным удовольствием воспользуются как беглые поляки, так и французские авантюристы.

На юге России разгорается бунт: ещё один самозванец — Емельян Пугачёв — выдаёт себя за Петра III.

А в столице империи Панин пытается помочь Павлу взойти на престол…

Екатерина Великая (2019)

В роли Екатерины Великой: Хелен Миррен

Наступил 1762 год. В результате дворцового переворота, опираясь на поддержку гвардии, на российский престол взошла Екатерина II. Князь Григорий Орлов, фаворит императрицы, уверен, что его власти ничего не угрожает.

Но вскоре Екатерина Вторая знакомится с Григорием Потемкиным, роман с которым продлится тринадцать лет…

Любовь, ревность, испепеляющая страсть: борьба за сердце императрицы начинается.

Великая (2020)

В роли Екатерины Великой: Эль Фэннинг

Юная принцесса Фике из обедневшего княжеского рода выходит замуж за цесаревича Петра, племянника императрицы Елизаветы Петровны.

Но супружеская жизнь не сделала девушку счастливой. Все её мечты о светлой любви разбились о равнодушие царственного супруга.

Пока Пётр развлекается роскошными банкетами, охотой, развратом и оскорблением подданных, Екатерина заручается поддержкой гвардии и строит планы по обустройству Российской Империи.

Ссылка на основную публикацию
Похожее