Алексей Попов, комментатор «Формулы-1»: биография, личная жизнь

Друзья и родные, имеющие счастье близко знать Андрея Алексеевича Попова, говорили о его человеческих качествах лишь в превосходных степенях, поражаясь его доброте, душевной щедрости, умении сострадать. Сам же актер был человеком незащищенным и ранимым.

image

Есть такое выражение: глаза — зеркало души, так вот, достаточно посмотреть на лицо артиста на экране и понять, что это сказано об Андрее Попове.

Андрей Алексеевич Попов — Актер с большой буквы, и это не просто слова, он очень четко определил, зачем нужна актерская профессия, зачем нужен театр и зачем в принципе нужно искусство — помочь человеку жить. И через это строил и актерство, и режиссуру, и руководство, и педагогику. Он помогал людям жить, так считает режиссер Виталий Максимов, и это правда.

Биография народного артиста СССР

Родился Андрей Попов 12 апреля 1918 года в Костроме. Отец, Алексей Дмитриевич Попов, был театральным режиссером, а мама работала врачом, но после рождения сына целиком посвятила себя семье и воспитанию ребенка.

image

Мальчик рос озорным, но все равно послушным, на вопрос взрослых: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» ответ был неизменным — трубочистом. Однако повзрослев, юноша решил строить жизнь, идя по отцовским стопам, последний был категорически против этого. Отец боялся, что ему не хватит таланта стать интересным, полностью отдающим себя зрителям актером.

В 1939 году юноша окончил студию при Центральном театре Красной Армии и поступил служить в театр Советской Армии, главным художественным руководителем которого был его отец — Алексей Попов. Довольно длительный период Андрей Алексеевич выходил на подмостки, играя лишь в эпизодах. Со временем его талант окреп и проявился, что не мог не заметить отец, профессиональные отношения между ними изменились. Наконец-то он доверил сыну интересные и даже главные роли, стал гордиться Андреем, и роли последовали друг за другом.

Детство и юность

Биография Попова Андрея Алексеевича началась 12 апреля 1918 года в Костроме, РСФСР. Его родители принадлежали к интеллигенции. Мать Анна Александровна после родов предпочла оставить врачебную практику и посвятить свою жизнь заботе о близких людях. Отец Алексей Дмитриевич являлся известным советским режиссером, а также актером театра и кино.

image Актер Андрей Попов (кадр из фильма «Память сердца»)

Ранние годы Андрея прошли в Костроме, а позже и в Москве. Ребенок с самого детства демонстрировал окружающим любознательность и веселый нрав, мечтал научиться играть на трубе и часто дурачился. В 1923-м отцу мальчика поступило профессиональное предложение — его попросили занять должность режиссера в 3-й студии МХАТа, из-за чего семья Поповых, не раздумывая, перебралась в столицу на постоянное место жительства.

Достигнув осознанного возраста, Андрей принял решение посвятить всего себя и карьеру искусству. Несмотря на то, что отец парня сам принадлежал к творческой элите, он не поддержал решение сына, так как опасался, что Попову-младшему не удастся завоевать любовь зрителей и стать настоящим мастером.

image Андрей Попов в молодости (кадр из фильма «Кроткая»)

Несмотря на это, будущий артист подал документы в студию при Центральном театре Советской армии и прошел вступительные экзамены.

Во время учебы Андрея приняли в труппу местного театра, в котором Алексей Дмитриевич занимал солидное место главного режиссера. Изначально мужчина отказывал сыну в исполнении ведущих ролей, однако позже парень продемонстрировал свои способности и доказал, что способен на многое.

Андрей Алексеевич Попов. Семья и театр

В театре Советской Армии Андрей Алексеевич познакомился со своей будущей женой — актрисой Ириной Македонской, с которой счастливо прожил до конца своих дней. Его огорчало лишь одно — у них не было детей…

В дальнейшем, став преподавателем ГИТИСа, где ему присвоили звание профессора, он по-отечески относился к студентам, а любимого ученика Виталия Максимова и вовсе называл сыном.

image

А в 1960 году отец Андрея Попова, не идя на компромисс с руководством Главного политического управления, покинул пост художественного руководителя ЦТСА по собственному желанию, после него руководящую должность занял А. Л. Дунаев, а через десять лет — Андрей Алексеевич Попов.

Попов, Андрей Алексеевич

Родился 12 апреля 1918 г. в Костроме. Его отец, Алексей Дмитриевич Попов, в 1935-1958 гг. был главным режиссером Центрального театра Красной армии (ЦТКА; с 1951 г. — Советской армии, ЦТСА; с 1993 г. — Центральный академический театр Российской армии). Мать — Анна Александровна — до рождения сына работала врачом, затем была домохозяйкой.

В 1939 г. Андрей Попов окончил студию при ЦТКА, курс Владимира Благообразова.

Театральная карьера В 1940 г. был принят в труппу Центрального театра Красной армии, на сцене которого проработал около 34 лет. Начинал с эпизодических ролей — начальник всеобуча в спектакле «Пархоменко» по роману Всеволода Иванова (1941), писарь в постановке «Сталинградцы» по пьесе Юрия Чепурина (1944) и др. В 1951 г. исполнил главную роль Хлестакова в комедии Николая Гоголя «Ревизор», которую поставил его отец. В целом на сцене театра Армии Андрей Попов был занят более чем в 25 спектаклях. Среди его работ: Петруччио в комедии «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира (1960), Росс в спектакле «Последняя остановка» по пьесе Эриха Марии Ремарка (1957), Епиходов и Войницкий в спектакле «Вишневый сад» по одноименному произведению Антона Чехова (1965, 1970), Тургенев в «Элегии» Павла Павловского (1968), Карфункель в «Часовщике и курице» по пьесе Ивана Кочерги (1969), старшина Васков в постановке «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева (1971) и др. В 1958 г. ЦТСА покинул Алексей Попов (отец актера), и в 1963 г. Андрей Попов был назначен главным режиссером театра. Однако за десять лет руководства ЦТСА он поставил лишь пять спектаклей, предпочитая выходить на сцену в качестве актера. Его лучшими режиссерскими работами стали сказка по пьесе Екатерины Борисовой «Солдат и Ева» (1965; совместно с Андреем Муатом) и музыкальная комедия Пьетро Гаринеи и Сандро Джованнини «Ринальдо идет в бой» (1969). В эти годы в театре работали режиссеры Давид Тункель, Борис Эрин, Михаил Буткевич, Мария Кнобель и др. В середине 1960-х гг. ведущим режиссером ЦТСА стал ученик Алексея Попова и Марии Кнобель Леонид Хейфец. В 1966 г. он выпустил спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по трагедии Алексея Толстого, главную роль в котором исполнил Андрей Попов. По мнению театральных критиков, «Смерть Иоанна Грозного» Леонида Хейфеца стала одной из лучших постановок в истории отечественного театра, а роль Андрея Попова признана его лучшей театральной работой. В феврале 1966 г. актер вошел в число 25 деятелей культуры и науки, подписавших открытое письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу против «частичной или косвенной реабилитации» Иосифа Сталина. В 1968 г. стал преподавателем Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС), в 1973 г. ему было присвоено звание профессора. В 1973 г. Андрей Попов ушел из Центрального академического театра Советской армии из-за разногласий с Главным политическим управлением Советской армии и Военно-Морского флота СССР, которое курировало театр. Разногласия главным образом касались обновления репертуара ЦТСА: военное руководство настаивало на увеличение доли военно-патриотических постановок. В 1974 г. по приглашению Олега Ефремова актер перешел в труппу Московского художественного академического театра СССР им. М. Горького. Одновременно в 1976-1979 гг. возглавлял Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (ныне — Электротеатр Станиславский), который в 1970-х гг. пребывал в кризисе. Благодаря Андрею Попову и его ученикам — Анатолию Васильеву, Борису Морозову, Иосифу Райхельгаузу — театру Станиславского удалось вернуть зрительский интерес к своим спектаклям. Во МХАТе Андрей Попов был занят в нескольких спектаклях, поставленных Олегом Ефремовым. Среди его ролей: Галилей в «Жизни Галилея» по пьесе Бертольда Брехта (1975), Лебедев в «Иванове» и Сорин в «Чайке» по пьесам Антона Чехова (оба — 1975), Жуковский в «Медной бабушке» (1975), Кушак в «Утиной охоте» Александра Вампилова (1979). Его последняя работа — роль отца Кафки в спектакле «Отец и сын» Марка Розовского (1981), созданного по мотивам произведений Франца Кафки. Работа в кино В кино Андрей Попов дебютировал в 1930 г. в эпизодической роли в комедии своего отца «Крупная неприятность», затем более десяти лет не снимался. В 1947 г. был приглашен на роль Николая в военной драме «Марите» режиссера Веры Строевой. Всего актер снялся почти в 40 художественных фильмах. В числе его лучших работ: Дюковский в комедии «Шведская спичка» (1954; реж. Константин Юдин), Яго в трагедии «Отелло» (1955; Сергей Юткевич), поручик Василий Назанский в драме «Поединок» по повести Александра Куприна (1957; Владимир Петров), английский летчик Ральф Чадвик в военной драме «Память сердца» (1958; Татьяна Лиознова), Петруччо в комедии «Укрощение строптивой» (1961; Сергей Колосов), писатель Новиков в фильме «Палата» (1964; Георгий Натансон), Ефрем Соломатин в «Учителе пения» (1972; Наум Бирман), слуга Захар в экранизации романа Ивана Гончарова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980; Никита Михалков), ростовщик Потап Лоскутков в музыкальной комедии «Сватовство гусара» (1979; Светлана Дружинина) и др. В 1970-1980 гг. также снимался в телевизионных картинах («Возвращение», «Степной король Лир», «Любовь Яровая», «Кафедра» и др.). Кроме работы в театре и кино, занимался дубляжом иностранных фильмов. В частности, им был озвучен персонаж Бурвиля (настоящее имя — Андре Робер Рембур) в популярной кинокомедии французского режиссера Жерара Ури «Большая прогулка» (1966). Кроме того, Андрей Попов принимал участие в записи радиоспектаклей по произведениям Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Максима Горького «Бывшие люди», Ги де Мопассана «Забытые свидетели» и др., рассказов Антона Чехова, Ивана Бунина, Константина Паустовского. Последние годы жизни В последние годы жизни преподавал в Школе-студии МХАТ. В 1983 г. приступил к репетициям у Анатолия Васильева в трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». Спектакль ставился во МХАТе специально для Андрея Попова, однако остался незавершенным в связи со смертью актера. Андрей Попов скончался 10 июня 1983 г. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.

Звания, награды Народный артист СССР (1965). Был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967) и Октябрьской Революции (1978). Лауреат Сталинской премии (1950), которую получил за роль журналиста Слёзкина в спектакле «Степь широкая» по пьесе Николая Винникова.

Семья, признание Супругой актера была Ирина Владимировна Македонская, артистка балета Большого театра, театральный режиссер. Жизни и творчеству Андрея Попова посвящен один из фильмов документального цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова.

Шекспировский герой

Андрей Попов был огромного роста, красив, обаятелен, обладал, по словам народной артистки Советского Союза Людмилы Касаткиной, обаянием интеллекта. Она была счастлива, что попала в театр, где играл Андрей Алексеевич, который стал для нее очень дорогим партнером, вместе они были задействованы в постановке «Американская трагедия» по Драйзеру, в «Укрощении строптивой» Шекспира, в «Элегии» Павловской, где он играл Тургенева.

Петруччо в его исполнении был неотразим. Американский актер Ричард Бартон, исполняющий эту же роль в американском фильме «Укрощение строптивой» совершенно не смотрелся по сравнению с Андреем Поповым. Переиграть актера было невозможно, он был настоящим Шекспировским героем.

А в жизни Андрей Алексеевич Попов, фото которого можно увидеть в данной статье, был человеком очень домашним, ценил уют и спокойную обстановку. Обладал мягким юмором, без этого чувства он вообще не существовал, юмор помогал жить и ему, и тем, кто его окружал.

Чехов в жизни актера

Помимо шекспировских героев, ему были близки и чеховские персонажи. Режиссер Леонид Хейфец пригласил актера сыграть самого Чехова в своем фильме «Ионыч», вся съемочная группа отправилась в Мелихово в дом-музей великого писателя. Андрей Попов в гриме Антона Павловича вместе с режиссером отправился в музей. Все сотрудники музея сбежались посмотреть на актера и настолько были поражены сходством с писателем, что директор музея дал ему главную реликвию музея — пенсне и фуражку Антона Павловича Чехова.

Прикоснувшись к вещам одного из великих русских писателей, Андрей Алексеевич не смог играть. Внутри мгновенно все умерло, и он попросил чеховские вещи заменить на бутафорские. Когда это сделали, он успокоился и играл уже отстраненно.

Музыка и карьера

На большую сцену девушка начинает пробиваться после завершения обучения – она пробует свои силы в проекте «Хочу в ВИА Гру», организатором которого становится Константин Меладзе.

На первом этапе отбора она исполняет песню группы «Бумбокс» — «Вахтерам» и сразу привлекает внимание требовательного жюри.

К сожалению, в конкурсе она не выигрывает, хотя и доходит до финального этапа. Однако она твердо решает, что станет известной певицей.

Через некоторое время Александра получает приглашение, от которого невозможно отказаться. Оказалось, что группа под покровительством Игоря Матвиенко ищет себе третью солистку на место Кати Ли, которая не смогла затмить славу Сати Казановой. Попова подходит в трио по всем параметрам – юный возраст, яркая внешность, средний рост и красивая фигура.

Александра Попова в составе “Фабрики”

В настоящее время певица в составе «Фабрики» исполняет песни и записывает студийные альбомы. Её фото появляются на страницах модных журналов, а клипы с ее участием видит на музыкальных каналах вся страна. К слову, особое внимание общественности привлекла фотосессия участницы трио для мужского журнала «Максим».

Группа «Фабрика» активно гастролирует по стране и участвует в передачах на телевидении. Так, в шоу «Хочу к Меладзе» девушки выступали вместе с будущими участниками M’Band – на сцене вместе с «девушками фабричными» спели Владислав Рамм и Анатолий Цой. После выступления молодые люди поделились впечатлением от знакомства с такими популярными певицами в социальной сети Инстаграм.

На руководящих постах

Став руководителем театра Советской Армии, Андрей Алексеевич Попов продолжал выходить на подмостки сцены как актер, ставил собственные спектакли — «Камешки на ладонях», «Бранденбургские ворота», «Неизвестный солдат». Помимо серьезных постановок, им была поставлена музыкальная комедия «Ринальдо идет в бой» и сказка «Солдат и Ева».

Многих талантливых и начинающих режиссеров Андрей Попов приглашал в свой театр. Б. В. Эрин, Д. В. Тункель, М. М. Буткевич, а затем и Мария Кнебель ставили спектакли в театре Советской Армии. Одним из ярких театральных и кинорежиссеров стал Леонид Хейфец — ученик Андрея Попова и Марии Кнебель.

Роль Ивана Грозного

Именно Хейфец, ученик Андрея Алексеевича, в 1966 году загорелся желанием поставить спектакль «Иван Грозный», где Попов должен был играть самого царя. Вначале Андрей Алексеевич долго отказывался от роли, считая, что это не его типаж, но в итоге согласившись, он сыграл одну из лучших ролей в своей жизни. Даже после ухода Алексея Попова из театра роль Ивана Грозного его преследовала, он играл и играл…

Затем был Войницкий в постановке «Дядя Ваня», Епиходов в «Вишневом саду». Прослужив верой и правдой этому театру 35 лет, Андрей Алексеевич Попов вынужденно покидает его из-за разногласий с военным руководством театра.

Биография

Свою коронную фразу-представление «Русский голос Формулы 1», спортивный комментатор Алексей Попов, придумал вовсе не для того, чтобы дать понять, что это именно он, и никто другой. Примером стал уже забытый американский канал, ведущий которого начинал программу подобным образом, стремясь выделиться из потока рекламной информации, предшествовавшей началу трансляции. Россиянину это понравилось. И вот уже более четверти века Алексея иначе и не называют: произнося «Формула 1», подразумеваешь «Попов», и наоборот.

МХАТ Олега Ефремова

Через некоторое время его приглашает во МХАТ Олег Ефремов и сразу же дает роль Галилея по пьесе Бертольда Брехта «Жизнь Галилея». Во МХАТе актер был задействован во многих спектаклях, особенно по Чехову. Но быть таким же востребованным, как и в Театре Советской Армии, Андрею Алексеевичу не дали.

Один период Андрей Попов посвятил себя Театру имени Станиславского, приглашал своих учеников ставить спектакли, и театр действительно ожил на короткий срок. Но ученики один за другим покинули стены театра, вскоре и Андрей Алексеевич вынужденно ушел от туда.

Ссылка на основную публикацию
Похожее