Источник света: Владимир Меньшов как первый парень российского кинематографа

Биография

Владимир Валентинович Меньшов родился в Азербайджане. Его папа служил моряком, затем работал в Народном комиссариате внутренних дел. Мама была домохозяйкой. Из-за работы отца семья несколько раз переезжала: из Баку в Архангельск, затем в Астрахань.

К выпускному классу Владимир уже твердо решил, что станет актером. Он обожал советские фильмы, участвовал в театральных кружках. И после окончания школы, в 1957 году, уехал в Москву поступать в Институт кинематографии. К сожалению, Владимир Меньшов провалился на экзаменах.

Вернулся в Астрахань и пошел работать на судоремонтный завод имени Карла Маркса. Сначала был учеником токаря, потом токарем.

Затем работал шахтером в Воркуте, матросом экспедиционного отряда на Каспии. Актерскую карьеру начал в 1958 году в дополнительном составе Астраханского драматического театра.

В 1961 году поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ. После окончания – в 1965 году – два года работал актером и ассистентом режиссера в Ставропольском краевом драматическом театре имени Лермонтова.

В 1970 году окончил аспирантуру ВГИКа на кафедре режиссуры художественного фильма. Обучался в мастерской Михаила Ромма.

image
image
image
image

Путь к актёрству

Амбициозный Меньшов (здесь он на фото в молодости) после школы, в 1957 году, надумал поехать в Москву и поступать в актёрское училище. Родители были не в восторге от намерений своего старшего чада, но препятствовать ему не сочли нужным. Летом парень прибыл из Астрахани в столицу и прямиком поехал подавать документы во ВГИК. Правда, с первого раза пройти экзаменационные испытания ему не удалось.

Пришлось возвращаться домой «на щите». Однако слабее желание связать себя с кинематографом от этого не стало, Меньшова фиаско только раззадорило. Перед повторным поступлением в театральный вуз Владимир устроился поработать токарем на завод. Чтобы поднакопить опыта и навыков выступлений, он одновременно обосновался в местном драмтеатре, соглашаясь изредка заменять артистов основного состава. На следующий год Владимир поступать не поехал, решил поднакопить денег, а для этого пришлось поработать и шахтёром, и матросом. Лишь спустя четыре года, в 1961 году, упорный астраханец вновь прибыл в Москву. Со второго захода ему посчастливилось стать студентом Школы-студии МХАТ.

По окончании учебного заведения ни один из столичных театров Меньшова не пригласил, а потому выпускнику пришлось отправиться в Ставрополь. Два года актёр служил в местном театре. В дальнейшем артист возвратился в Москву и поступил в аспирантуру, в мастерскую Михаила Ромма при кафедре режиссуры. Окончание учёбы пришлось на 1970 год.

Актер

Актерская карьера Владимира Меньшова в кино началась в семидесятые годы. Дебютом стала главная роль в дипломной работе своего однокурсника Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Фильм снимался на Одесской киностудии. Владимир Меньшов выступил в нем также в качестве соавтора сценария. Картина получила главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71», и уже на следующий год Меньшов получил приглашение от режиссера Алексея Сахарова на главную роль в фильме «Человек на своем месте». После того как на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате Меньшов был удостоен первой премии за лучшее исполнение мужской роли, он оказался активно востребован кинематографом.

В актерской биографии Владимира Меньшова более 70 ролей, он снялся в фильмах: «Соленый пес» (1973), «Собственное мнение» (1976), «Гиблое дело» (1981), «Магистраль» (1983), «Год теленка» (1986), «Курьер» (1986), «Где находится нофелет?» (1987), «Город Зеро» (1988), «Куколка» (1988), «Отче наш» (1989), «Убийство на Монастырских прудах» (1990), «Отдушина» (1991), «Новый Одеон» (1992), «Генерал» (1992), «Русский регтайм» (1993), «Китайский сервиз» (1999), «Ночной дозор» (2004), «Сумеречный дозор» (2007), «Код Апокалипсиса» (2007), «Каникулы строгого режима» (2009),»Легенда №17″ (2013) и др.

image
image
image
image

Первые роли

Дебют героя нашей статьи состоялся в коротметражке его однокурсника Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Мало того, что Меньшов исполнил в нём главную роль, он также выступил соавтором сценария. Лента получила хорошую критику и тёплые отклики зрителей.

Через год Меньшов предстал в картине «Человек на своём месте» Алексея Сахарова в образе председателя колхоза. Актёр после работы в этом фильме получил первую награду в карьере – фильм был представлен на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. С этого момента Меньшов уже оказался востребован у известных и малоизвестных режиссёров, да и кинолюбителям его игра пришлась по душе.

image

«Москва слезам не верит»

В 1978 году Владимир Меньшов приступил к съемкам своей второй картины — «Москва слезам не верит». Центральную роль в кинофильме режиссер отдал жене актрисе Вере Алентовой. На другие роли пригласил известных артистов Алексея Баталова, Олега Табакова, Ирину Муравьеву, Раису Рязанову и Александра Фатюшина.

«Владимир Меньшов не вел себя как мэтр, он вел себя, как пацан, мальчишка, который с нами обращался, как с девчонками, он нас так и называл, и поэтому отношение к нему было с одной стороны как к режиссеру, а с другой, как к товарищу, хоть и чуть постарше,» — рассказала Рязанова, вспоминая съемки картины.

Сначала критики и киноначальство отозвались о картине как о довольно дешевой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. «Зрители валом валили на фильм. Мне рассказывали, что люди выходили из кинозала и тут же покупали билет на следующий сеанс. Но во мне родилось немало комплексов. Я искренне пытался понять неприятие коллег, несмотря на то, что умные люди меня убеждали: ничего, кроме зависти, в этом нет», — рассказал Владимир Валентинович в интервью «МК».

В первый год проката картину увидели 90 миллионов зрителей. Права на демонстрацию фильма купили более сотни разных стран. В 1981 году в США «Москва слезам не верит» получила «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». На родине Владимир Меньшов с командой других создателей картины были удостоены Государственной премии СССР.

Кстати, в 1985 году Рональд Рейган посмотрел не менее восьми раз фильм «Москва слезам не верит» перед первой встречей с Михаилом Горбачевым, пытаясь постичь «загадочную русскую душу», но так ничего и не понял.

Биография Владимира Меньшова

Биография Владимира Меньшова началась в очень странной семье батрачки и офицера НКВД, которые кочевали по многим странам. Дело в том, что почти сразу после рождения парнишки семья перебралась из Баку в холодный Архангельск.

Отец – Валентин Меньшов — был моряком дальнего плаванья, а потом служил в органах НКВД, при этом был награжден Орденами Красной Звезды, скоропостижно скончался в 1974 году.

Мать – Антонина Меньшова – происходила из семьи кулаков, но трудилась горничной. Она была старше супруга на семь лет, всю себя посвятила воспитанию детей, которым дала не только образование, но и научила жить правильно, она ушла в мир иной за десять лет до любимого супруга в 1964 году.

Сестра – Ирина Меньшова – на два года младше знаменитого брата, она проживает в родной Астрахани, получила высшее педагогическое образование. Женщина замужем и работает учительницей русской литературы и языка в одной из астраханских школ, а ее дочь и сын проживают и работают в Москве.

image

Парень рано овладел грамотой и постоянно читал книги, а также, покупал огромное количество книг, которые сейчас находятся в личной библиотеке. Мальчик пошел в первый класс в Астрахани, куда снова перебралась семья, он любил ходить в кинотеатр, декламировать стихи и пробовал писать их самостоятельно.

Владимир сумел окончить школу с серебряной медалью, родители просили его поступить в военное училище, но парень подал документы во ВГИК. Поступить туда не удалось, поэтому пришлось поступить на службу в астраханский театр, подрабатывая то матросом, то шахтером.

Через четыре года Меньшов сумел поступить в Школу-студию МХАТ, а потом по распределению оказался в Ставропольском театре. Однако там он не задержался, поскольку был принят на второй курс престижного ВГИК, где учился режиссуре по направлению художественного кино. Самое интересное, что за талантливого режиссера боролись три киностудии Одесская, Московская и Ленинградская.

«Любовь и голуби»

В 1984 году Меньшов снял картину «Любовь и голуби» по одноименной пьесе Владимира Гуркина. На фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила Главный приз — «Золотую ладью» в 1985 году.

«Любовь и голуби»- один из тех фильмов, которые зрители будут с наслаждением смотреть и через много лет. Шутки из него вошли в нашу жизнь.

Главные роли исполнили Александр Михайлов, Нина Дорошина, Людмила Гурченко, Сергей Юрский и его супруга Наталья Тенякова. А в эпизодах играл и сам Владимир Меньшов.

Владимир Меньшов также поставил фильмы: «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000), «Большой вальс» (2008).

image
image
image
image
image
image
image
image

Владимир Меньшов: «С уходом сексуального начала уходит и талант…»

За «Москву…» меня травили, а Гайдай вообще был изгоем

— Если бы вам предложили прожить еще один день на выбор, какой бы выбрали: 11 февраля 1980 года или 1 апреля 1981-го?

— Вопрос провокационный… 11 февраля — это день премьеры фильма «Москва слезам не верит». 1 апреля стало известно, что картине присудили «Оскара». Но и премьера, и награда — это все прилагающееся к фильму. Главное событие, что фильм состоялся, что он, к немалому моему удивлению, оказался таким долгожителем и собирается жить и дальше.

— Вопрос в том, когда вы чувствовали себя более счастливым?

— Это было даже не 11 февраля, а через несколько дней, когда я увидел толпу перед кинотеатром. Я не преувеличиваю, вся площадь Пушкина была заполнена людьми. Это действительно произвело на меня сильнейшее впечатление, потому что перед этим был период, когда я вообще просыпался с ощущением, что ничего не получилось, дай бог, нам не опозориться. И я был счастлив, что наш труд получил такую отдачу.

— Совсем немного не дотянули до абсолютного рекорда по числу зрителей.

— «Москва слезам не верит» стоит на втором месте после фильма «Пираты ХХ века». «Пираты…» вышли в том же году и тоже сделали огромный сбор: у них где-то 92 миллиона зрителей, у нас — 89. Но если считать по заработку, то там несравнимо: у нас две серии, а это в два раза больше по деньгам.

— На церемонию вручения «Оскара» вас не выпустили. Как приз все же к вам попал?

— На самой первой церемонии вручения премии «Ника» организаторы решили восполнить этот пробел и вручить мне «Оскара». Правда, они хотели вручить и тут же забрать. Но, взяв его на сцене в руки, я у зала попросил разрешения задержать его у себя хотя бы на одну ночь. Ну зал сказал: да, да. А за кулисами сказали: отдай. Но я, разумеется, не отдал и правильно сделал, потому что я бы его потом не нашел. Это начинался как раз полный бардак. Министры менялись, замминистры менялись, кабинеты переезжали, а он стоял где-то в задней комнате у министра…

— Вы говорили, что время после выхода картины и до «Оскара» было одним из самых тяжелых в вашей жизни.

— Картина шла вразрез всем модам того времени. Были в моде картины медленные, раздумчивые. Были в моде картины «незрительские», фестивальные. Это было противоборство интеллигенции с советской властью, которое такие формы принимало. И одна из дикостей, которая сопровождала «Москву…», это разговоры, что в принципе такой фильм легко создать, но порядочные люди этого не делают. Сейчас ваше поколение в голову взять не может, что Гайдай был изгоем в среде кинематографистов. Изгоем, совершенно неуважаемой личностью! Это человек, который пошел на уступки зрительскому вкусу. И каждая его картина сопровождалась этими словами. И никакого внимания не обращалось на зрительский успех, потому что «зритель — дурак, зрителя легко взять на обманку».

В то время если кого-то что-то заставили вырезать и он несколько дней сопротивлялся, то это уже обрастало легендами, уже говорили: это та самая картина, из которой заставили вырезать, а режиссер, бедный, пал жертвой… Это давало большие плюсы картине. А если фильм на некоторое время положили на полку, если конфликт более глубокий и режиссер более упорный, то картина становилась суперзвездой. Я никогда не пользовался этим аргументом, хотя из картины «Москва слезам не верит» меня что-то заставляли вырезать. У меня по фильму «Любовь и голуби» было такое: полгода я бодался с руководством, поскольку оно требовало сделать невыполнимые совершенно поправки.

— Что хотели?

— Начиналась борьба с алкоголем, надо было убрать всю линию. Юрского убрать.

— Как убрать Юрского?!

— Ну как? Вот представьте себе, как. И я также говорил: «Вы что, с ума сошли?» Меня даже со всеми моими наградами отстранили от картины, назначили другого режиссера. Но я рассказываю это вам только сейчас, и мало кто про это вообще знает. Я не сделал ни одной поправки, они уступили в конце концов. Но в принципе с этим можно было бы до сих пор ходить, как со знаменем — я пострадавший от советской власти…

«Никакой порносцены у Табакова и Алентовой не было»

— Говорят, что из «Москвы…» вырезали какую-то очень откровенную сцену.

— Нет, нет, это все какие-то странные легенды. И мне странно, когда сейчас я слышу даже от Алексея Баталова, от Олега Табакова, что существовали какие-то подобные сцены. Они же участвовали в съемках и при этом рассказывают, что там было такое снято, что потом заставили вырезать, и что директор «Мосфильма» показывал наиболее знатным гостям в виде порнушки, клубнички. Я изумленно, раскрыв глаза, слушаю — откуда это?!

— Но не на пустом же месте эти разговоры?

— Сцена с Табаковым была чуть длиннее, мне пришлось там серединку вырезать. Она не принципиальна совсем, эта серединка. Даже поцелуй практически остался, там страстный поцелуй, мне было важно, что это отношения уже взрослой женщины, что это не девочка уже. Ну примерно та же история, что и «Зависть богов». Одно дело — Рудик, соблазнение… А это уже вполне матерая женщина, которая знает цену сексу, она рожавшая женщина, потому это было по-другому снято. Там они раздевались судорожно друг перед другом, Табаков выходил в трусах. Мне сказали: «Ой, ой, даже не думай, сразу уберите». И там есть такая прорезка — вставлена дверь, когда теща звонит в дверь. И сразу же они уже раздетые. Но эта серединка, ей-богу, не заслуживает того, чтобы ее показывать каким-то высокопоставленным гостям «Мосфильма»: вот что мы можем снять, но показать народу не можем.

«Меня запросто могли посадить на пять лет»

— Вы ведь фаталист?

— Несомненно.

— Который не верит в Бога. Как такое возможно?

— Меня каким-то образом ну совершенно не задело религиозное сознание. И уже во взрослом состоянии попытки мои воцерковиться, ходить в церковь для меня никогда не были привлекательными. Но я не могу избавиться от ощущения, что присутствует в жизни людей, с которыми я сталкивался, некая сила, которая их вытаскивала в самые катастрофические моменты.

— В вашей жизни был момент, когда прошли по краю. Чуть-чуть в сторону — и могло непоправимое случиться?

— Я прочел у Михаила Ульянова о том, как он приехал в Москву в первый раз в 1947 году и с какого-то перепугу привез с собой пистолет. И его на вокзале патруль попросил открыть чемодан. Вот это был край! Сюда или сюда! На его счастье, не стали рыться. Вот как после такого сказать, что нет судьбы?

Я про себя один случай расскажу. Когда я в театральное училище не поступил, работал на шахте в Воркуте. Даже карьеру стал делать, уже дослужился до стволового. В общежитии выпили мы все прилично, и наш товарищ пошел куда-то, я прихожу, мне говорят: «Забрали его в милицию». Я, как благородный человек, пошел выяснять, за что. Мне в отделении сказали по-хорошему: «Идите, товарищ». Я не успокоился: «За что вы его забрали?» — «Идите отсюда». Как потом рассказывали те, кто видел, я вышел на крыльцо, на мне сидит милиционер, еще двое с обеих сторон, драка серьезная. В отделении милиции драка! Мы полночи просидели, а потом нас отпустили. На следующий день меня вызывают к прокурору. И прокурор мне говорит: «Это вы вчера дрались с милицией?» «Да, я». — «Это вы кричали: «Фашисты, сволочи, убить вас всех мало», — на представителей власти?» Я не помню, в драке это было, но понимаю, что это или года три тюрьмы, или целых пять… Но вот пожалел он меня в этот момент и сказал: «Ладно, 15 суток, идите». Спокойно мог заработать срок — и все.

— Считаете, ваша судьба тоже была предопределена?

— Я хорошо понимаю, что, если бы в конце концов не сумел сменить вектор судьбы и не сумел поступить после долгих попыток в Студию МХАТ, то прожил бы не свою жизнь. Отец хотел сделать меня, как он сам, военным, но это было не мое.

— Может, все же не случайно роли военных вам постоянно предлагают в последнее время?

— Вчера остановился на светофоре, из соседней машины какая-то компания руками машет: «Мужик, ну ты генерала сыграл вот так вот!» Кроме отца, с армией меня ничто не связывает, но случилось, что я сгодился для ролей генералов и маршалов. Благодаря последним ролям пошла новая волна популярности, которая мне начинает даже мешать.

«Дочь заставила пойти работать в булочную»

— Вас жизнь сильно кидала, но вы все равно выбирались. Откуда такое упорство?

— Я думаю, эта черта появилась во мне самовоспитанием. Я даже могу вспомнить, когда это случилось. Лет в 10 — 12 у меня была такая книжка — «Алеша Птицын воспитывает характер». Я из этой книжки узнал, что существуют дневники, что люди в дневниках ставят перед собой какие-то цели. Отмечают, добились они или не добились. И я тоже завел дневник. Он был малоинтересный, но я писал и все время ставил задачи, подражая Алеше Птицыну. Разумеется, подавляющее большинство этих всех пожеланий к самому себе не исполняется. Ну какое-нибудь там — бросить курить с первого числа. Не получилось. С пятого числа бросить курить! Снова не получилось… Но в конце концов какая-то тренировка воли все равно идет…

— Если сейчас кому-то рассказать, что Владимир Меньшов, уже окончив Студию МХАТ, долго скитался по общежитиям и работал по ночам в булочной, они не поверят.

— Юля уже должна была появиться на свет, и надо было думать, что к нашему крайне ограниченному бюджету добавятся расходы на ребенка. Сначала я пытался подрабатывать, разносить по утрам почту, это была очень тяжелая работа, потому что надо было вставать в пять утра, в диком темпе разносить и получать за это 20 рублей в месяц. А тут Вера увидела объявление, что в булочной рядом с нашим домом требуется ночной рабочий. И вот туда я, аспирант ВГИКа, пришел наниматься в качестве рабочего. Это было еще не широко распространенным явлением, это был 1969 год. На меня потрясенно смотрела заведующая, она сказала: «Давайте тогда я вас заведующим назначу. То есть рабочие будут под вашим началом, вы будете заведующий смены. Материально ответственным лицом, зарплата на 20 рублей больше». Это было, конечно, жутко соблазнительно, и я согласился. Потом сто раз проклял это, потому что рабочий — лицо безответственное, они часто и не выходили на работу, и я за всех пахал. Я за все расписывался, и отчитывался, и недостачи должен был покрывать из своей зарплаты.

Зато в эту булочную все мои друзья приходили, ночи там были очень веселые, творческие — выпивки, разговоры, там было замечательное место. Дома — дочка, общежитие, а здесь я был полный хозяин, они сидели в моей комнате. Вместе со мною принимали хлеб, который привозили ночью, грузили, отламывали себе свежака такого горяченького. Пили мы тогда в основном вино недорогое. Там было написано два сценария больших, серьезных. Три года я отработал и ушел оттуда, потому что начал сниматься в кино, уже появились, к счастью, другие заработки. И все равно дневники мои были полны записями, как я ленив, как я мало работаю, как я мало добился и так далее.

— У вас есть ответ, почему Москва вашим слезам так долго не верила?

— Это норма. Я был не отсюда, я приехал из другого мира. Мои однокурсники, которые также приехали из другого мира, они не адаптировались. Они стали актерами, но не вошли в этот мир. А у меня-то амбиции были стать хозяином этого мира, не прислужником, а равным самым большим людям. Вот эта претензия во мне и ощущалась, и я ее не скрывал. Но если ты вырос в Москве, а еще лучше — на Николиной Горе, то гораздо легче люди поймут твои претензии.

«Я еще что-то сниму. Наверное»

— Семьдесят лет, по вашим ощущениям, это много?

— Ненавижу эту дежурную фразу «я не чувствую возраста, я еще способен…». Да нет, конечно, и не способен, и уже начинает… Не сглазить бы, но при том, что я вел совсем неправедную жизнь, у меня вроде пока еще все ничего. Хотя некоторые компоненты организма уже начинают доказывать, что им 70.

— Среди режиссеров идет спор: можно ли снять хорошее кино после пятидесяти лет?

— Я думаю, что истина конкретна. Вот этот может снимать, а кому-то… Талант ведь вещь конечная, имеет некую продолжительность. Это страшно — объявить человеку, что его талант выдохся. Вместе с возрастом, с угасанием каких-то биологических функций, может, с уходом сексуального начала, скорее всего, уходит и талант.

— То есть сексуальное начало все же важно для режиссера?

— Ну, я не знаю, я предполагаю… У японцев была замечательная традиция: с достижением возраста, 60 или 70 лет, знаменитый художник ставил точку, менял имя, уезжал в провинцию и вел другую жизнь, как будто он совсем другой человек. Это, конечно, здорово, это снимает все вопросы: когда, черт его знает, что с ним делать? Он великий, а снимает ерунду. Или на сцене играет плохо, а тем не менее он великий, и сказать ему об этом — значит убить его.

— Вы какой выбор сделали?

— Вот тут мой фатализм и держит на поверхности. Я долго держал паузу после «Любовь и голуби», но сделал «Ширли-Мырли» и «Зависть богов». Сейчас опять пауза. Я хотел снимать «Большой вальс» и даже начал, но не случилось этой картины.

Полный текст читайте дальше…

Сценарист

Владимир Меньшов написал сценарии к фильмам: «Я служу на границе» (1973), «Ночь коротка» (1981), «Ширли-мырли» (1995), «Большой вальс» (2008), был продюсером нескольких кинокартин, среди которых: «Любовь зла» (1998), «Китайский сервиз» (1999), «Кадриль» (1999), «Зависть богов» (2000), «Сосед» (2004), «Время собирать камни» (2005), «Платки» (2006), «Большой вальс» (2008).

Личная жизнь

image
image

Владимир Меньшов: личная жизнь

Принято считать, что актеры и режиссеры – люди очень непостоянные, а поэтому личная жизнь у них не складывается. Владимир Валентинович стал счастливым исключением из этого правила: всю жизнь он любил только одну женщину – актрису Веру Алентову. Однако их совместная жизнь была не всегда гладкой.

Поженились они будучи студентами МХАТа. Но после учебы вынуждены были расстаться. Причиной стал отъезд Меньшова в Ставрополь. В отличие от мужа, Алентова после МХАТа устроилась работать в московском Театре им. А. С. Пушкина.

Через несколько лет Владимир Валентинович вернулся в Москву и наладил отношения с супругой, а в 1969 г. у них родилась дочка Юлия.

Несмотря на рождение ребенка, у супругов была масса проблем. В первую очередь у них не было совместного жилья. Поэтому многие годы Вера и Владимир жили отдельно.

Лишь когда Меньшов стал известным режиссером и получил квартиру в центре Москвы, супруги смогли начать жить вместе.

Звания и награды

  • Лауреат Государственных премий РСФСР (1976) и СССР (1981)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
  • Народный артист России (1989)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу» за 1973 год
  • Премия «Оскар» в номинации «Иностранный фильм» за 1980 год
  • 2014 — премия «Золотой орел» за лучшую мужскую роль второго плана («Легенда №17»)

По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала «Россия», StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Lifeactor.ru, РИА «Новости», Википедия, «МК».

Невыездной

В 1983 году его пригласили сыграть в американской картине Федора Апраксина «Петр Великий». Для советского актера это немыслимая удача, счастливый билет, шанс поработать со звездами мировой величины. Меньшову пришлось полгода учить английский язык, штудировать книги по истории, но вдруг за день до вылета ему сообщают, что он никуда не летит. Дело было в том, что за три месяца до отъезда за рубеж его вызвали в отдел КГБ. Там молодой человек, сотрудник департамента, попросил актера давать всю информацию о группе, которая будет в Австрии, и о тех членах группы, которые дискредитируют образ советского человека за рубежом. Меньшов Евгений Александрович отказался, сказав, что эта роль ему не под силу. И когда его не пустили за рубеж, он понял, откуда растут ноги его невыезда.

Для Евгения рухнул мир, так как все его знакомые и близкие знали, кто будет играть в фильме и кто не выездной. Вины за собой он не чувствовал, но понял, что близится конец карьеры. Тогда артист решил отстаивать свою позицию и на следующий день отправился к куратору КГБ Гузкину. Тот отказался чем-либо помочь, и артист, хлопнув дверью, ушел. Все, что произошло на следующий день, было похоже на сказку. Его вызвали к начальству и, пожурив, дали разрешение на выезд.

Фильмография: Актер

  • Крик тишины (2019)
  • Кукушечка (2016), сериал
  • Зеленая карета (2015)
  • Выстрел (2015), сериал
  • На краю добра (2014)
  • Москва. Центральный округ-4 (2014), сериал
  • Экспириенс (2014)
  • Екатерина (2014), сериал
  • Дед Мазаев и Зайцевы (2014)
  • Бегущая строка (2014), сериал
  • Третья мировая (2013), сериал
  • Легенда №17 (2013)
  • Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… 5 лет спустя (2013)
  • Мебиус (2013) / Mоbius
  • Личные обстоятельства (2012)
  • О чем еще говорят мужчины (2011)
  • Елки-2 (2011)
  • Generation П (2011)
  • Маруся (2010)
  • Москва. Центральный округ-3 (2010)
  • Любовь-морковь-3 (2010)
  • Выкрутасы (2010)
  • Любовь под прикрытием (2010)
  • О, счастливчик! (2009)
  • Каникулы строго режима (2009)
  • Течет река Волга (2009)
  • Каникулы строгого режима (2009)
  • Шаг за шагом (2008)
  • Судебная колонка (2008)
  • О, счастливчик! (2008)
  • Платки (2007)
  • Первый дома (2007)
  • Громовы. Дом надежды (2007), сериал
  • Ликвидация (2007), сериал
  • «Ноль-седьмой» меняет курс (2007)
  • Александровский сад (2007), сериал
  • Диверсант. Конец войны (2007), сериал
  • Сумеречный дозор (2007)
  • Код апокалипсиса (2007)
  • Заколдованный участок (2006), сериал
  • Дневной дозор (2006)
  • У.Е. (2006)
  • Брежнев (2005), сериал
  • Время собирать камни (2005)
  • Время жестоких (2004), сериал
  • 32-е декабря (2004)
  • Сосед (2004)
  • Диверсант (2004), сериал
  • Только ты… (2004), сериал
  • Москва. Центральный округ-2 (2004), сериал
  • Ночной дозор (2004)
  • Бальзаковский возраст, или все мужики сво… (2004), сериал
  • Участок (2003), сериал
  • Москва. Центральный округ (2003), сериал
  • Здравствуй, столица! (2003)
  • Спартак и Калашников (2002)
  • Остановка по требованию-2 (2001), сериал
  • Остановка по требованию (2000), сериал
  • 8 1/2 долларов (1999)
  • Досье детектива Дубровского (1999)
  • Китайский сервиз (1999)
  • Царевич Алексей (1997)
  • Ширли-Мырли (1995)
  • Чтобы выжить (1994)
  • Троцкий (1993) /Trotsky/
  • Русский регтайм (1993)
  • Новый одеон (1992)
  • В той области небес (1992)
  • Генерал (1992)
  • Депрессия (1991)
  • Абдулладжан, или посвящается Стивену Спилбергу (1991)
  • Отдушина (1991)
  • Адвокат (1990)
  • Самоубийца (1990)
  • Ивин А. (1990)
  • Город Зеро (1989)
  • Отче наш (1989)
  • Куколка (1988)
  • Где находится нофелет? (1987)
  • Год теленка (1986)
  • Прости (1986)
  • Перехват (1986)
  • Курьер (1986)
  • Снегурочку вызывали? (1985)
  • Любовь и голуби (1984)
  • Магистраль (1983)
  • Если враг не сдается (1982)
  • Время для размышлений (ТВ) (1982)
  • Под одним небом (1982)
  • Гиблое дело (1981)
  • Собственное мнение (1976)
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  • Розыгрыш (1976)
  • Ар-хи-ме-ды! (1975)
  • Последняя встреча (1974)
  • Соленый пес (1973)
  • Человек на своем месте (1972)

Сегодня родился Владимир Меньшов: интересные факты из его жизни (14 фото)

Автор: Сергей

17 сентября 2014 09:45

Метки: Владимир Меньшов  СССР  кино  факты  

17388

14

Режиссер таких шедевров, как : «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» и « Ширли-Мырли»

Смотреть все фото в галерее

Снял фильмы: «Розыгрыш» (1977), «Москва слезам не верит» (1980), «Любовь и голуби» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000). Имеет в активе множество киноролей, в том числе в фильмах: «Человек на своём месте», «Собственное мнение», «Курьер», «Город Зеро», «Спартак и Калашников», «Ночной дозор», «Ликвидация». Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР (за фильм «Розыгрыш») и Государственной премии СССР («Москва слезам не верит»). Лауреат премии «Оскар» Американской киноакадемии. Кавалер орденов: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени. Лауреат премии «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит». Жена — народная артистка, актриса Вера Алентова, дочь — телеведущая и актриса Юлия Меньшова.

Мать Владимира Меньшова занималась домом и детьми, а отец, моряк по профессии, служил в НКВД. После войны, в 1947 году, отца перевели в Архангельск, а позже – в 1950 – в Астрахань, на родину родителей Владимира Меньшова. Несмотря на переезды, Владимир всегда хорошо учился, много читал, уделяя внимания классике. В Астрахани Владимир Меньшов с серебряной медалью окончил школу. Отец Владимира Меньшова мечтал, что сын пойдет по его стопам и выберет профессию военного. Однако Владимир Меньшов с детства твердо утвердился в мысли стать актером и в 1957 году отправился покорять Москву. Первая попытка оказалась неудачной, во ВГИК Владимира Меньшова не приняли, и ему пришлось вернуться в родную Астрахань и устроиться на работу. Трудовую карьеру будущий метр режиссуры начал на завод токарем. В 1958 году Владимира Меньшова приняли во вспомогательный состав Астраханского драматического театра. Это была хорошая школа, базис для поступления в театральный институт. В последующие два года Владимир успел поработать шахтером в Воркуте и матросом в Баку.

И только в 1961-м снова отправился покорять Москву. На этот раз судьба оказалась к нему благосклонна и, мечтающему об актерской стезе, Владимиру Меньшову посчастливилось поступить в знаменитую Школу-студию МХАТ. Во время учебы во МХАТе произошла судьбоносная встреча: Владимир Меньшов женился на молодой студентке Школы-студии МХАТ Вере Алентовой. Однако по окончании учебы молодым супругам пришлось расстаться: Владимир Меньшов уехал в Ставрополь, где был принят в труппу Ставропольского краевого драмтеатра имени Лермонтова, а Вера Алентова поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина. В 1969 году у супругов родилась дочь — Юлия Меньшова, в будущем — известная телеведущая и актриса. Но это не помешало молодой семье, не выдержавшей испытания расстоянием и бытом, развалиться. Несколько лет Владимир Меньшов и Вера Алентова жили порознь. Тем не менее спустя годы случилось редкое событие — актерская семья воссоединилась и с тех пор идут по жизни вместе.

Вернувшись в 1967 году в Москву из Ставрополя, куда Владимир Меньшов попал по распределению, молодой актер решил сменить род деятельности. Поработав в Ставропольском театре, Владимир Меньшов пришел к выводу, что режиссерская карьера привлекает его ничуть не меньше, а может даже и больше. Задавшись целью поступить на режиссерский курс, Меньшов пришел на собеседование во ВГИК к легендарному Михаилу Ромму. Владимир Меньшов так понравился Ромму, что тот не просто принял его к себе, а зачислил сразу на второй курс, специально для него придумав «аспирантуру по режиссуре художественного фильма». Здесь, под руководством Михаила Ильича Меньшов в течение трех лет постигал режиссерское искусство. Владимир Меньшов: «Ромм сказал мне: „Я прочел Ваши работы, Вы мне очень понравились, я Вас беру на второй курс. Для меня это был один из счастливейших моментов в жизни“. Позже Ромм придумал сделать меня аспирантом по режиссуре. Никогда такого не было. Я был первым и последним аспирантом по режиссуре художественного фильма».

В 1961 Владимир Меньшов стал студентом актёрского факультета Школы-студии МХАТ. В 1965 окончил школу-студию им. В. Немировича-Данченко при МХАТе. В 1970 — аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская М. Ромма). С 1970 по 1976 год работал по договорам на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и на Одесской киностудии. В 1970 году Владимир Меньшов окончил ВГИК и выступил в качестве соавтора сценария к комедии «Счастливый Кукушкин». В ней же он сыграл свою первую главную роль – молодого рабочего Кукушкина. Премьера прошла успешно и в 1971 году фильм «Счастливый Кукушкин» получил главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71». Не меньший успех имела и вторая актерская работа Меньшова. За роль молодого председателя колхоза в фильме режиссера Алексея Сахарова «Человек на своем месте» он был удостоен первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. После этого Владимир Меньшов стал очень востребованным актером. С 1972 по 1976 год он снялся в киноповести «Соленый пес», социальной драме «Последняя встреча», производственной драме «Собственное мнение».

Немыслимый, невероятный успех ожидал дебютную (если не считать учебной короткометражки) картину Владимира Меньшова — «Розыгрыш» — о буднях, праздниках, проблемах и радостях школьников 70-хх годов. «Розыгрыш» Владимира Меньшова стал путевкой в актерскую жизнь и первым шагом к настоящему успеху и для многих сегодняшних звезд – Дмитрия Харатьяна, Натальи Вавиловой, Евдокии Германовой. В этом же фильме Владимир Меньшов ввел добрую традицию — появляться на экране в своих фильмах. В «Розыгрыше» Владимир Меньшов исполнил роль тренера по плаванию. В 1978 году Владимир Меньшов вместе со сценаристом Семеном Лунгиным, оператором Михаилом Бицем и актрисой Еленой Ханаевой были отмечены Государственной премии РСФСР за фильм «Розыгрыш «

В 1978 году Владимир Меньшов приступил к съемкам мелодрамы «Москва слезам не верит». Стоит отметить, что сценарий к этому фильму, написанный Валентином Черных, долгое время оставался невостребованным у режиссеров. Владимир Меньшов: «Интересная история случилась с лентой «Москва слезам не верит», которая, казалось бы, должна принадлежать своему времени. В неё включены реалии ушедшей эпохи, уже не вполне понятные нынешним молодым людям, однако странным образом этот фильм превращается в матрицу не только советской, но и просто русской народной жизни. А ведь картина родилась, что называется, из дуновения ветерка, не была результатом какой-то серьёзной подготовки. В это время меня больше интересовало кино социальное, политическое». Владимир Меньшов, взяв за основу произведение Валентина Черных, полностью переработал сценарий, сделал фильм двухсериийным и добавив к сюжету линии новых персонажей. На роль Кати Тихомировой — заглавную роль фильма — он выбрал свою жену Веру Алентову, а на остальные – мегапопулярных в то время Алексея Баталова и Олега Табакова и начинающих молодых Ирину Муравьеву, Раису Рязанову, Александра Фатюшина. На экраны фильм «Москва слеза не верит» вышел в феврале 1980 года и сразу же завоевал сердца миллионов советских граждан. Только за 1980 год в нашей стране картину посмотрело более 80 миллионов человек! По итогам опроса журнала «Советский экран» «Москва слезам не верит» была названа лучшим фильмом года. Большой успех ожидал картину и за рубежом. Она была отмечена высшей кинематографической наградой – «Оскаром» в номинации «Лучший зарубежный фильм».

Следующей режиссерской удачей Владимира Меньшова стала картина «Любовь и голуби» с Александром Михайловым, Людмилой Гурченко, Ниной Дорошиной, Сергеем Юрским и Натальей Теняковой. Эта простая, но берущая за душу, комедия была встречена зрителями с огромным восторгом, стала одним из самых популярных фильмов 80-хх годов и разошлась на цитаты.

Работая как режиссер над фильмами, Владимир Меньшов продолжал сниматься в кино в картинах самых разных жанров. Зрители полюбили его немолодого жениха Пашу Голикова в комедии «Где находится Нофелет?» Многим запомнился его неравнодушный отец в социальной драме Карена Шахназарова«Курьер». В 90-е годы Владимир Меньшов сыграл Меньшикова в исторической драме «Царевич Алексей» (первый раз образ соратника Петра I был создан Меньшовым еще в 1976 году в комедии «Как царь Петр арапа женил»), снялся в исторических фильмах «Генерал» и «Троцкий», а также в других картинах. В 90-е и нулевые Громкий успех к Владимиру Меньшову-режиссеру внезапно пришел в период упадка отечественного кино — в лихие 90-е с гротесковой комедией«Ширли-Мырли». В своей картине «Ширли-мырли» Владимир Меньшов выступил одновременно и в качестве автора сценария, и в качестве режиссера, и в качестве актера. На главную роль он взял блистательного и неподражаемого Валерия Гаркалина. Блистательно сыграли Инна Чурикова и Олег Табаков, а также Угольников. Главную женскую роль Владимир Меньшов вновь доверил сыграть своей жене – Вере Алентовой. Картина получилась веселой, хотя не все восприняли специфический юмор и сатиру сюжета, посчитав некоторые линии «перебором».

». В начале 2000 года Владимир Меньшов представил публике новый фильм – мелодраму «Зависть богов». Роль главной героини – Сони, немолодой состоявшейся женщины, неожиданно влюбившейся во французского журналиста – Владимир Меньшов снова отдает жене – Вере Алентовой. Небольшую роль в картине исполнил блистательный французский актер Жерар Депардье. О том, как Депардье попал в фильм, Меньшов вспоминает с улыбкой: «Вообще-то у нас была договоренность с Бельмондо. Но в то время, на которое были запланированы съемки, он серьезно заболел. Стало ясно, что сниматься он не сможет. В списке возможных кандидатов из известных французов нужной нам возрастной категории были Делон и Депардье – ему позвонили первому. Он дал согласие…»

В последние годы Владимир Меньшов активно работает в кино и в качестве актера, и в качестве продюсера. Он блистательно сыграл роль Устинова в историческом сериале «Брежнев», майора милиции Брагина в сериале «Москва. Центральный округ», светлого мага в дилогии «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Владимиру Меньшову прекрасно удаются роли сильных волевых людей, попадающих в неожиданные ситуации. Таким был его начальник зоны в «Каникулах строгого режима», папа-генерал в «Любови-Моркови-3», и, конечно, маршал Жуков в знаменитой «Ликвидации», с которым у Владимира Меньшова к тому же обнаружилось практически портретное сходство.

Так сложилось, что в сегодняшнем информационном пространстве имя Владимира Меньшова часто звучит в скандальном обрамлении. Сначала – в 2007 года Владимир Меньшов, приглашенный вручать кинопремию телеканала MTV за лучший фильм, узнав, что этим фильмом стала драма «Сволочи», отказался вручать приз и ушел со сцены. Свой поступок Владимир Меньшов мотивировал тем, что не хочет поощрять подлый фильм, искажающий историческую правду и очерняющий историю нашей страны. В 2012 году Владимир Меньшов публично высказался негативно о решении Никиты Михалкова выдвинуть фильм «Цитадель» на кинопремию «Оскар» в номинации «Зарубежное кино». Такое свое поведение Владимир Меньшов очень четко пояснил в интервью «Литературной газете»: «Я не могу принять официально восторжествовавший взгляд на историю СССР, который настойчиво пытаются внедрить в умы молодого поколения. Общение с теми, кто сформирован современными учебниками и телевидением, зачастую просто ошарашивает. Новое поколение опирается в своих суждениях на антисоветский официоз, незнакомо с альтернативным взглядом на прошлое, а следовательно, неспособно выработать собственную позицию. Если в кино или по телевизору показывают что-либо об СССР, почти со стопроцентной вероятностью это фальсификация истории. Нас убеждают, что жизнь в Советском Союзе была беспросветна, стараются, чтоб эта мысль проникла в каждую клетку общественного сознания». В 2004 году Владимир Меньшов был ведущим шоу Первого канала «Последний герой». В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». В настоящее время Владимир Меньшов является генеральным директором и художественным руководителем ООО «Киностудия „Жанр“, входящей в киноконцерн „Мосфильм“.

Источник:

Ссылки по теме:

  • АФОНЯ: история создания фильма
  • Дже́йсон Стэтхэм : факты из жизни и кино
  • Жил-был пёс: интересные факты
  • Сегодня родился Томми Ли Джонс: интересные факты из его жизни
  • Белое солнце пустыни: история создания фильма

Метки: Владимир Меньшов  СССР  кино  факты  

Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

394 37 359

Понравилось

359 3

52

Новости партнёров

Ссылка на основную публикацию
Похожее