Нина Усатова — счастье не напоказ…

Биография

image
image
image
image
image

О личном

Нина Николаевна не особо любит делиться подробностями своей личной жизни. Так, например, до сих пор неизвестно, кто является родным отцом ее сына Николая.

Со своим официальным мужем, актером Юрием Гурьевым (снимался в таких лентах, как «Раскол», «Апостол», «Обратная сторона Луны» и др.) Усатова познакомилась спустя десять лет после того, как стала мамой. Мужчина души не чаял в своей возлюбленной Нине, однако редко покидал свою родную Тулу. Гурьев так и не решился перебраться к Усатовой в Петербург. Однако и Нина Николаевна не планирует оставлять город на Неве, где у нее складывается прекрасная карьера.

Кот с белыми бровями прославился в Instagram

Из баклажанов делаю «плетёнку», а внутрь кладу фарш, перец и макароны: рецепт

Могла быть Кристиной Эйджи: Кристину Агилеру заставляли взять псевдоним

«У Усатовой и Гурьева гостевой брак. Чем дольше расставание, тем приятнее встреча» — говорит коллега Нины Николаевны Зоя Буряк.

Театр

В 1979 году, по окончании училища, Нина Николаевна стала актрисой Драматического театра города Котласа (Архангельская область).

С 1980 по 1989 год работала в труппе Ленинградского государственного молодежного театра.

С 1989 года — актриса Большого драматического театра (БДТ) им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге. Первой ролью Усатовой в БДТ стала купчиха Домна Белотелова в комедии «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»). Также она была занята в спектаклях: «Кадриль», «Коварство и любовь», «Удалой молодец — гордость Запада», «Семейный портрет с посторонним», «Блажь!», «Эрендира».

Сейчас Нина Николаевна — член художественного и попечительского советов БДТ.

Среди театральных работ Нины Усатовой в антрепризах наиболее известен спектакль «Мужчина, постойте!», поставленный питерским режиссером Виктором Крамером по пьесе Надежды Птушкиной «Ненормальная». Также сама актриса отмечает спектакль в жанре комедии «Любовь — не картошка» по пьесе Лобозерова «Семейный портрет с посторонним».

Гурьев Юрий львович муж Нины усатовой фото

На фото — актриса с сыном

Нина Николаевна мечтает поскорее обзавестись внуками, но сын не торопится жениться. Говорят, что одна из причин гостевого брака актрисы состоит в том, что муж Нины Усатовой не смог поладить с ее сыном. Тем не менее, разводиться с супругом актриса не собирается. Время от времени они встречаются и относятся друг к другу очень хорошо. О супруге актрисы все отзываются, как об очень добром и мягком человеке, к тому же начитанном и интеллектуальном. Его последней работой в кино стала роль в сериале «Москва. Три вокзала» — он говорит, что с удовольствием принимает приглашения, когда его зовут сняться в том или ином фильме. Свою затворническую жизнь в Туле Юрий Львович объясняет тем, что в столице жизнь значительно дороже и суетливее, а ему больше по душе спокойное размеренное существование. Коллеги актрисы говорят, что подобный гостевой брак для людей их профессии – нормальное явление, поскольку они редко бывают дома, а по-настоящему счастливы только на работе.

На фото — Нина Усатова в молодости

Нина Усатова имеет режиссерское образование, и кроме съемок в кино в качестве актрисы, ставит антрепризные спектакли. Театром она увлеклась очень давно – еще в школьные годы Нина Николаевна стала активной участницей театрального кружка, занятия в котором зародили в ней любовь к этому виду искусства. После школы она из Кургана, где прошла ее юность, поехала в Москву поступать в Театральное училище им. Щукина, но попытка оказалась неудачной, и будущей актрисе пришлось устроиться на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», где она несколько лет работала сновальщицей. Однако отказываться от мечты Нина Усатова не собиралась и не тратила времени даром — готовилась к вступительным экзаменам. Еще три раза она терпела неудачу, пытаясь стать студенткой Щукинского училища и уже почти отчаялась, но сдаваться было не в ее правилах. Она ушла с кондитерской фабрики и устроилась в один из столичных Домов культуры директором.

На фото — муж Нины Усатовой

Наблюдая за тем, как рождаются театральные постановки, общаясь с известными актерами, она только укрепилась в достижении своей цели и с пятой попытки поступила на режиссерский факультет. После окончания театрального вуза она поехала по распределению в Архангельскую область работать в местном театре города Котлас, а через год уехала в Ленинград, чтобы стать членом труппы Молодежного театра. Она очень быстро приобрела статус талантливой и интересной актрисы с многообещающим будущим. Дебют в кино состоялся в 1981 году, когда она сыграла роль портнихи в фильме «Куда исчез Фоменко». Ее кинокарьера развивалась более чем стремительно – актриса быстро завоевала популярность и любовь миллионов телезрителей.

Кино

В кино Нина Усатова дебютировала в 1981 году: ее первой ролью стала портниха в телевизионном фильме «Куда исчез Фоменко?».

В 1983 году режиссер Сергей Овчаров пригласил ее сниматься в свой первый полнометражный музыкальный комедийный фильм «Небывальщина», созданный по мотивам русских легенд, песен и сказок.

Однако известность пришла к Усатовой только после фильма «Холодное лето 53-го». В этой картине Александра Прошкина рассказывалось о судьбе жителей сибирской деревни, куда забрались скрывающиеся от преследования рецидивисты. Главных героев сыграли Валерий Приемыхов, Анатолий Папанов, Юрий Кузнецов.

В 1990-е заметными стали работы в картинах «Ой, вы, гуси…», «Чича», «Окно в Париж», «Кавказская рулетка».

В 2000 году Нина Николаевна была удостоена премии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» за кинокартину «Барак».

Также в эти годы Усатова сыграла в мелодраме «Прощальные гастроли», трагикомедии «Роковые яйца» по произведению Михаила Булгакова.

Роль матери в драме «Мусульманин» признана лучшей в большом конкурсе на фестивале «Кинотавр» в Сочи в 1995 году.

В 2000-е актриса стала активно играть в телесериалах. Большим успехом пользовалась лента с ее участием «Next», имевшая несколько продолжений.

Удачной стала роль Берды в «Законе», Мавры Денисовны в «Дикарке», начальника госпиталя Лины Михайловны в военной ленте «Красное небо. Черный снег».

Сыграла роль мудрой и заботливой кухарки Варвары в картине «Бедная Настя», Людмилу в «Стервах, или Странностях любви», мадам Грицацуеву в «12 стульях», жену Городничего в «Деле о «Мертвых душах» Павла Лунгина.

В 2006 году Нина Усатова сыграла предводительницу племени харюков в фильме-фэнтези «Волкодав из рода Серых Псов». «Я люблю такие роли -емкие, когда в них характер, судьба, вся жизнь за три минуты», — рассказывала о съемках в «Волкодаве» Нина Николаевна.

В 2006-ом Нина Николаевна также была занята в картине «Остров» Павла Лунгина. Эта картина победила в 6 номинациях в премии «Ника» и премии «Золотой орел».

Потом работала в проектах «Зеркало фараона», «Последний забой», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», «Парк советского периода», «Бумеранг», «Дочки-матери», «Все могут короли».

Роль матушки Алевтины в фильме «Поп», снятого режиссером Владимиром Хотиненко в 2009 году, принесла Усатовой «Золотого орла». Партнером по фильму (исполнителем роли батюшки) стал Сергей Маковецкий.

Популярной среди зрителей стала драма Игоря Масленникова «Банкрот» по произведению Александра Островского «Свои люди — сочтемся», в котором Нина Усатова сыграла Аграфену Кондратьевну.

В сериале «Большая нефть. Цена успеха» актриса исполнила главную роль Доры Семеновны.

Вызвал большой интерес публики классический детектив «Пелагия и белый бульдог» по бестселлеру Бориса Акунина, в котором актриса сыграла Татищеву Марью Афанасьевну — богатую помещицу, любительницу белых бульдогов. Кстати, после съемок актриса заявила о своем намерении завести белого бульдога.

Сыграла роль Капитолины Васильевны Гущиной в драме «Вдовий пароход», роль командира партизанского отряда в военной саге «Легенда о бомбере», Клавдию в комедии «Не надо печалиться», одесситку тетю Тому в сериале «Земский доктор».

Всего за свою актерскую карьеру она снялась в более чем 90 фильмах.

Нина Усатова: Ощущение, что я до сих пор на стартовой дорожке

1 октября – день рождения российской актрисы Нины Усатовой.

«Поливай свои корни», – когда-то сказал Нине Усатовой педагог в театральном училище. И всю жизнь актриса следует этим словам, черпая для своей работы образы из детства. Нина Николаевна любит рассказывать о родном Алтайском крае, вспоминать родных и близких.

– Ко мне поздно все пришло: в театральное училище поступила лишь с пятого раза, в кино начала сниматься в 30 лет, сына родила в 36. Но не жалею об этом. Если бы со мной случилось что-то раньше, может, не была бы к этому готова. Всему свое время.

Когда меня спрашивают о возрасте, я не сразу смогу и посчитать, сколько же мне лет. Ведь себя я ощущаю на восемнадцать, не больше. Помню, в школе у нас была одна учительница, которая казалась нам ну совсем уже старой. Как-то на уроке ее один школьник спросил: «А почему вы вдруг стали одеваться так красиво, прически каждый день разные делаете?» А она застенчиво отвечает: «Я влюбилась». Мы обалдели! Тот парень выпалил: «Не может быть! Сколько же вам лет?» А она покраснела, скромно так отвечает: «Тридцать пять». Я тогда еще подумала: ну как она может влюбиться в таком пожилом возрасте?! А сейчас, когда мне уже самой 150 лет, понимаю, что в тридцать пять сама только начала профессией овладевать, понимать, что такое жизнь. Ощущение такое, что я осталась до сих пор там – на стартовой дорожке. Почему-то по-прежнему хочется прыгать. Я и прыгаю – когда никто не видит.

«Я была озорной девушкой, хулиганила, дралась»

– Нина Николаевна, ваши коллеги отзываются о вас как о хорошей рассказчице. А вы не задумывались написать книгу мемуаров?

– У меня в последние годы все чаще появляется мысль об этом. Думаю, скоро начну делать какие-то записи, созрела уже. И хочу написать не для широкой публики, а в большей степени для своего сына Коли. Чтобы он почитал о моем детстве, рассказы моих родных, о том, как жили в те годы на Алтае, где я родилась. Как-то побывала на станции Малиновое Озеро, где родилась и откуда

уехала после первого класса. Сын со мной ездил. Я показала ему место, где находился наш дом, который построил мой батя. Там даже фундамента не осталось. Нашла кусочек кирпича и маленькое синее стеклышко. Помню, как в детстве мы собирали такие цветные стеклышки. С девчонками закапывали их в землю и загадывали желания. Это мы называли «секретиками». Возможно, это стеклышко – одно из тех. Теперь все это хранится у меня дома как память о моем детстве.

В детстве я была озорной девушкой, хулиганила много, даже дралась. Однажды мотоцикл отцовский угнала и на нем чуть не разбилась. Поэтому своего сына Колю старалась всегда оградить от всего дурного, от компаний плохих.

Нина Усатова. Фото: Антон Меркуров / Global Look Press

«Сын мне помогает и воспитывает»

– С детства водила Колю в музеи, в филармонию. В музыкальную школу отдала, где он учился на кларнете играть. Хороший парень вырос, правдивый такой, со своеобразным чувством юмора. Я его еще грудничком везде с собой возила – на гастроли, на съемки. По фильмам тех лет можно вспомнить детство Коли. Только родила – и уехала с ним в Карелию на съемки «Холодного лета 53-го». Я снималась, а Колька спал в пеленках за кинокамерой. В многосерийном фильме «Вавилов», где я играла председателя колхоза, полугодовалого сына в кадре держу на руках. Когда Коле было года два, он снялся в эпизоде фильма «Ой, вы, гуси». И в «Мусульманине» в одной сцене поучаствовал. Так мешал режиссеру Владимиру Хотиненко своими расспросами, что тот велел ему встать в кадре и стоять в массовке. Занял Колю делом. Конечно, я старалась дать сыну то, чего была сама лишена в детстве. Например, всегда мечтала побывать на новогодней ёлке в Кремле. Мне казалось это таким недостижимым! И вот, когда Коле исполнилось 10 лет, я повела его на ёлку в Кремль. Он радовался, водил хороводы, и я, совсем как маленькая, тоже радовалась и во все глаза смотрела на эту красоту.

Коля не выбрал актерскую профессию. Заканчивать старшие классы отправила его в английский колледж. Это научило сына самостоятельности и хорошему знанию английского языка. Отучился на юридическом факультете в Санкт-Петербурге, работает помощником адвоката. Если у меня возникают какие-то юридические вопросы, я всегда обращаюсь к нему. Сын мне помогает. И даже воспитывает. Например, увидит меня с куском пирога и шутя так приказывает: «Мама, кушать на ночь вредно. Нужно худеть». Сам-то он занимается спортом и следит за своей фигурой.

– Приходилось ли вам овладевать специально для какой-нибудь роли навыками других профессий?

– Например, когда играла хирурга в фильме «Красное небо. Черный снег», старалась как можно больше узнать о профессии врача. Советовалась с соседом по даче – хирургом. В больнице, где шли съемки, стояла на операциях и наблюдала. Как скальпель правильно берут, как надрезы делают, как пот со лба вытирают. Каждый нюанс ведь интересен. Для достоверности своих героинь я тоже стараюсь наделять характерами людей, которых встречала в жизни. Когда играла маму главного героя в фильме «Мусульманин», принесла на съемку старенький, поношенный халат своей мамы. Предложила сниматься в нем. Хотиненко позволил. А когда смотрела уже готовый фильм, поймала себя на мысли: Боже, я ведь и играю свою маму. Те же движения рук, та же походка. Как-то подсознательно это произошло.

– Нина Николаевна, а в вашей жизни больше хороших людей встречается или плохих?

– Мне кажется, я до сих пор живу с теми же ощущениями, как в детстве. По-прежнему всему удивляюсь, и по-прежнему мне кажется, что хорошего в жизни больше, чем плохого. Даже когда человек совершает дурной поступок, обижает кого-либо, его тоже можно понять. Значит, есть какая-то причина, из-за которой он так поступает. Конечно, бывали в жизни и негативные моменты, но я стараюсь про них сразу забывать и не вспоминать обиды. Может, поэтому Бог мне посылает людей, которые помогают и спасают… Четыре года назад поехали на гастроли в Сочи. С утра решили с подругой поплавать в Черном море. Заплыли с ней далеко, даже берег плохо видно, и людей вокруг никого. Решили возвращаться. Плывем, а берег ближе не становится. Такое впечатление, что на месте барахтаемся. Более того, нас стало уносить в море все дальше и дальше. Оказывается, мы попали в место, где какая-то горная река впадает в море, течение там сильное. Четыре часа мы барахтались, устали уже. Силы на исходе. Я читаю про себя молитвы… И вдруг показался парусник. Парень по имени Сережа нас подобрал и отвез на берег. Не иначе как чудотворец Николай послал нам этого парня. Еще немного – и мы, обессиленные, утонули бы. Ну как тут не поверить в чудо?!

«Я всю жизнь жила для кого-то»

– Сын ваш уже вырос и занят своими делами. Вам нравится одиночество?

– Я его полюбила. Знаете, каждый человек в своей жизни должен сам себе создавать удовольствия. Я себе позволяю это, когда скрываюсь от всех на даче. Купила под Санкт-Петербургом небольшой двухэтажный домик, соорудила в нем печку. И теперь приезжаю сюда пожить даже зимой. Хожу погулять на озеро, на бережку сижу и любуюсь лесом, облаками. За грибами бегаю, в баньке парюсь… А недавно увлеклась спортивной ходьбой. Была в пансионате в Финляндии и однажды утром увидела с балкона, как пожилые люди ходят с палками. Спустилась, поинтересовалась: чем они занимаются? Мне объяснили, что это спортивная ходьба. Научили, как правильно ходить. И так мне понравилось! Неделю спустя оказалась в Чехии и увидела в магазине специальные палки. Купила. Летом занимаюсь у себя на даче. Поначалу на меня все смотрели, как на сумасшедшую. Однажды две бабушки повстречались «А где же ваши лыжи?» – спрашивают. Ну, я каждому и объясняю, что это ходьба такая. Если правильно ходить, держать палки, не сгибая рук, и держать спину прямо, работа происходит на все группы мышц: от копчика до шестого позвонка. И самое главное – это доставляет удовольствие. Иду себе по дорожке, текст роли повторяю про себя. После таких занятий необычайный прилив энергии, горы могу свернуть.

Так вот, я всю жизнь жила для кого-то: для сына, для мужа. А теперь решила пожить для себя, заниматься больше собой.

– А к любви отношение теперь другое, нежели было, например, в 20 лет?

– Как-то была в Чехии на гастролях. Заметила: наши русские женщины ходят там поодиночке, а жители из других стран – парочками. Идут пожилые мужчина и женщина и держатся за руки. Вот это, наверное, и называется любовью. Это у молодых людей любовь – страсть. А в зрелом возрасте любовь другая… Когда люди прошли рядом всю жизнь и остались вместе. И наверняка у них все было: и обиды, и претензии, и измены. Но они все это перебороли вместе. Семья и любовь – это большой труд, тут не должно быть амбиций. В старости приходит забота о другом человеке, надо беречь друг друга. Но у меня нет времени и желания думать о своей личной жизни. Если мне дана вот такая жизнь, я ее с благодарностью принимаю. Придет время – и будет то, что должно быть.

Звания и награды

  • Народная артистка России (1994)
  • Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства 2000 года.
  • Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009).
  • За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства награждена медалью Пушкина (2004).
  • Лауреат приза фестиваля актеров кино «Созвездие» (1992), приза «Золотой Витязь» и «Золотой овен» (1994).
  • Лауреат премий «Ника» (1995, 1999), «Юнона» (1996) и «Золотой орел» (2009).
  • В 2014 году снова стала лауреатом премии «Золотой орел» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Легенда №17».

По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала «Россия», StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Lifeactor.ru, РИА «Новости»

Фильмография: Актриса

  • Одесский пароход (2019)
  • Невеста комдива (2019), сериал
  • Управдомша (2018)
  • Берёзка (2018), сериал
  • Экипаж (2016)
  • Охота жить (2014)
  • Земский доктор. Любовь вопреки (2014), сериал
  • 1943 (2013), сериал
  • Раз, два! Люблю тебя (2013)
  • Ледников (2013)
  • Легенда №17 (2013)
  • Тайна Снежной Королевы (2013)
  • Огуречная любовь (2011)
  • Фурцева. Легенда о Екатерине (сериал, 2011)
  • Сделано в СССР (2011), сериал
  • Фонограмма страсти (2010)
  • Тульский Токарев (2010)
  • Женить миллионера! (2010)
  • Вдовий пароход (2010)
  • Ноу-хау (2010)
  • Пелагия и белый бульдог (2009), сериал
  • Поп (2009)
  • Большая нефть. Цена успеха (2009)
  • Все могут короли (2008)
  • Улыбка Бога (2007)
  • Улыбка Бога, или Чисто одесская история (2007)
  • Дочки-матери (2007)
  • Бумеранг (2007)
  • Волкодав (2006)
  • Зеркало фараона (2006)
  • Последний забой (2006)
  • Остров (2006)
  • Парк советского периода (2006)
  • Мастер и Маргарита (2005), сериал
  • Дело о «Мертвых душах» (2005), сериал
  • Гибель империи (2005), сериал
  • Стервы, или странности любви (2004), сериал
  • Бедная Настя (2004), сериал
  • Next-3 (2003), сериал
  • Особенности национальной политики (2003)
  • Кавказская рулетка (2002)
  • По ту сторону волков (2002), сериал
  • Прощальное эхо (2002), сериал
  • Next-2 (2002), сериал
  • Закон (2002), сериал
  • Дикарка (2001)
  • Поклонник (2001)
  • Next (2001), сериал
  • 8 Марта (2000)
  • Кадриль (1999)
  • Страстной бульвар (1999)
  • Барак (1999)
  • Женская собственность (1999)
  • Три женщины и мужчина (1998)
  • Зал ожидания (1998), сериал
  • Американка (1997)
  • Мусульманин (1995)
  • Прибытие поезда (1995)
  • Роковые яйца (1995)
  • Окно в Париж (1993)
  • Прощальные гастроли (1992)
  • Чекист (1992)
  • Чича (1992)
  • Увидеть Париж и умереть (1992)
  • Ой, вы, гуси…(1991)
  • Бес (1991)
  • Анекдоты (1990)
  • Фонтан (1988)
  • Серая мышь (1988)
  • Штаны (1988)
  • Прощай, шпана замоскворецкая (1987)
  • Байка (1987)
  • Холодное лето пятьдесят третьего… (1987)
  • Садовник (1987)
  • Обида (1986)
  • Вот моя деревня… (1985)
  • Мой друг Иван Лапшин (1984)
  • Ольга и Константин (1984)
  • Небывальщина (1983)
  • Голос (1982)
  • Куда исчез Фоменко? (1981)

Ссылка на основную публикацию
Похожее