Яковлева Ольга Михайловна

Прима и муза Анатолия Эфроса, актриса Ольга Яковлева — одна из последних театральных легенд. Ее хрупких героинь нельзя было не любить. В советские времена, когда актрисы воплощали победительную жизнестойкость женщин, Яковлева противопоставляла им победительную беззащитность, сражавшую наповал сильную половину человечества.

image

Эта актриса старалась жить в согласии с собой, и если приходилось чем-то жертвовать ради этого, она шла на этот шаг. Потом была расплата, которую она стойко принимала.

Ольга Яковлева. Биография

Родилась Ольга 14 марта 1941 года в Тамбовске. Родители переезжали из одного города в другой, так как отец был коммерческим директором на разных заводах. Ольга впоследствии считала, что отец таким образом оберегал семью от «посадок», начавшихся с 1937 по 1953 год. Мама ее где только не работала — и воспитательницей в детском саду, и в архивах, и телефонисткой.

Отец был человеком импульсивным, вспыльчивым, а мать — необычным. Она тонко чувствовала все вокруг, понимала детей, как никто другой. Ценила и уважала свободу дочерей. Когда младшая дочь (Ольга Яковлева) влезала на дерево изображая Тарзана или Читу, то мама не звала как все остальные женщины во дворе дочь домой. Она приносила к дереву узелок с едой и говорила, чтобы Чита спустилась и забрала поек. Ольга спускалась и обедала на дереве, мысленно благодаря мать за чуткость.

Увлечение Ольги театром дома не приветствовалось. Когда пришло время выбора, видя возражение родителей, Ольга Яковлева заявила, что если они будут упорствовать, то она возьмет желтый чемодан и поедет поступать в цирковое училище. Аргумент был сильным и родители уступили.

Девушка оказалась допущенной к экзаменам сразу в три театральные институты: в Щепкинское училище, в Щукинское училище и ГИТИС. Наугад выбрала Щукинское и поступила с третьего тура, не проходя четвертый. Мама очень огорчилась, считая, что самостоятельную жизнь начинать рано. В сентябре начались занятия.

Режиссер и актриса

Эфрос и Яковлева — режиссер и актриса, которые четверть века были вместе. Она шла за ним из театра в театр и ни разу об этом не пожалела. После его смерти Ольга Яковлева уехала на время жить во Францию. Ей нужно было отдохнуть и собраться с мыслями. В итоге актриса нашла в себе силы жить. Уже прошло двадцать пять лет, как она играет у других режиссеров (у Йосифа Райхельгауэза и Евгения Каменьковича, Юрия Еремина, Аркадия Каца, Леонида Хейфеца и особенно много у Адольфа Шапиро). С 2004 года Яковлева — актриса труппы МХТ имени А. П. Чехова.

image

Будучи студенткой третьего курса театрального училища имени Бориса Щукина, Ольга Яковлева играла в Вахтанговском театре роль Эдвиж в постановке «Шестой этаж». В этот же период ее звали в Театр сатиры, в Театр имени Пушкина. В «Ленкоме» (Московский театр имени Ленинского комсомола), где Ольге нужно было подыгрывать студентам четвертого курса, директор Анатолий Колеватов, заметив харизматичную студентку заявил, что хочет, чтобы она работала в его театре, добавив, что она, конечно же не согласиться. Дав крепкое обещание после окончания училища служить в их театре, Ольга Яковлева сдержала слово.

Как Ольга Яковлева обманывала великого Эфроса

После смерти Эфроса, любимой актрисой которого она была всю его жизнь, Ольга Яковлева долго не могла опомниться. Она бросила театры, в которых играла в России, и уехала во Францию. Но, слава Богу, вернулась. Судя по всему, все же российские корни актрисы сыграли свою роль. Память о ней была настолько сильна во всех, кто более или менее разбирался в искусстве, что после приезда из дальних стран, ее с распростертыми объятьями приняли сразу несколько театров: и Маяковка, и МХАТ, и Табакерка. Она производит на собеседника удивительное впечатление: кажется, что она не защищена, ранима. При этом – очень скромна и даже застенчива. Все попытки интервьюера разговорить ее на тему грандиозности ее ролей заканчивались крахом. Они просто натыкались на иронию и мастерский перевод разговора на другие темы.

– Вернемся к вашим ролям. Вы работали и в России, и во Франции и играли женщин самых разных национальностей. Важен ли был этот фактор в работе над ролями?

– Мольер и Гоголь, Уильямс и Чехов, Гоголь и Шекспир – кто они? Русские или англичане, французы или американцы? Это общечеловеческое достояние. Не знаю, кто лучше сыграл Гамлета: Пол Скофилд или Иннокентий Смоктуновский… Потому что речь в пьесе идет об общечеловеческих проблемах. Играя Уильямса или Мольера, я в последнюю очередь задумываюсь о том, кого надо играть – американку или француженку. Я прежде всего женщина, и моя «русскость» мне не мешала. Дело в характере, в психологической конфигурации, которые заложены в образе.

– А ваша героиня из пьесы Гурнея «Любовные письма» (идет в «Табакерке» — прим. интервьюера) – тоже вне национальности и конкретной страны?

– Мне трудно судить. Я ничего особенного не делаю для того, чтобы она была американкой.

– Критики после спектакля в один голос заявили, что вы очень здорово поняли «американскую природу» своей героини.

– Нет, я, видимо, поняла природу быстротечности жизни. В «Азбуке Морзе» ведь нет национальности. Так и здесь.

– И опять интуиция сработала?

– Тут, я думаю, больше ремесло. Потому что в каждую секунду надо нажать нужную клавишу. Если пропустишь, тебе же хуже, потом не поспеешь.

– Как вы считаете, последние роли – это какая-то новая волна в вашем творчестве?

– Про себя ничего не знаю. Критики что-то говорят, и им нужно верить. У них такая профессия. Они за это деньги получают. Они разбираются, изменился ли актер, появилось ли в нем что-то новое, или он никуда не двигается и сидит на старых штампах.

– Забудем о критиках и поговорим опять о вашей актерской природе. Вы всегда были удивительно элегантны на сцене, вам всегда были к лицу сценические костюмы. Носить театральный костюм – это особое искусство?

– В театре так принято, что художник – это второе лицо после режиссера, который диктует условия. Мне всегда казалось, что хорошо бы проблемы художника обсуждать и с актерами. Но так не получается. Например, такой замечательный художник, как Валерий Левенталь, совершенно не выносит никаких актерских предложений, просьб и поправок. К этому достаточно жестко относился и Анатолий Васильевич: «Вот, Оля, вечно вы! Как сказал Валерий, так и будет!» А я думала, ну зачем так мучить актера и шить «платьице» из толстенного драпа. И жарко, и бегать, и падать надо, а возраст не молоденький…

– Вас не слушали?

– Нет. Но и я тоже их не слушала. (Смеется.) В «Ромео и Джульетте» нам нашивали что-то из поролона, килограммов на двадцать. Я приходила к портнихе и спрашивала, можно ли сохранить структуру платья, только чтобы оно было при этом легким? И она делала платье точно такое, как изображено на эскизе художника, но только легкое и прохладное.

– Когда-то по телевидению был показан фильм Анатолия Эфроса «Записная книжка Печорина». Вы там снимались вместе с Олегом Далем и Андреем Мироновым, день рождения которого всегда отмечают 8 марта. Какими они вам запомнились?

– Анатолий Васильевич очень своеобразно работал на телевидении. Он быстро ставил свет, потом говорил: «Вы, Оля, войдите, вы, Олег, повернитесь, обойдите сбоку, потом скажите текст, потом выйдите из кадра. Все, снято, все свободны!» (Смеется.) Поэтому мы даже не успевали опомниться и пообщаться…

…Олег Даль был замкнут. Мне казалось, что он постоянно ждет какой-то обиды. Или его кто-то давно обидел. В нем была какая-то дисгармония. Мне казалось, что он в жизни чего-то боялся. Предполагаю, что, если бы в его жизни было побольше любви, он бы раскрылся еще больше, засверкал бы, как пятилетний мальчуган. Что-то вмешалось в его Судьбу, и я знала Олега только грустного, подавленного и закрытого. Хотя всем понятно, что он был гениальным актером.

…А с Андрюшей Мироновым я была знакома давно, он был моим однокурсником. С ним я работала в дипломных спектаклях, он был моим партнером и в танцах, и в пении. Потом он пришел на Малую Бронную, Анатолий Васильевич пригласил его сыграть в пьесе Радзинского «Продолжение Дон Жуана». Тогда Андрюша проявил себя не только как талантливый актер, но и как въедливый, работоспособный человек. Многого он достиг за счет своего дикого труда. Свою легкость он оттачивал часами. В общении Андрюша был всегда легок и обаятелен.

– В финале – опять театроведческий вопрос. Есть ли у вас своя актерская тема?

– Не знаю.

– Олег Табаков как-то написал, что тема Ольги Яковлевой – «рассказ о том, для чего в этот мир приходит женщина»… Для чего женщина приходит в мир, для любви?

– Ой, женщина приходит для многого. Наверное, для того, чтобы рожать детей. Для нежности, гармонии, умиротворения. Для того, чтобы был уют, радость. Для того, чтобы была неожиданность. Для веселья, соболезнования и для жертвенности. Для сочувствия, понимания и утешения. Но не всегда, правда, это удается, так как сейчас женщины взвалили на себя еще семью, детей, дом, опеку над мужьями, которые как-то растерялись в этом мире за последние десять лет и не устояли. Мужчины ведь, по сути дела, дети и очень слабы. Их психика выдерживает только стабильность, а когда все шатается, то очень редкие выбираются и ощущают себя «хозяевами жизни». Но не думаю, что именно эти – лучшие.

Вопросы задавал Павел Подкладов

Театр Ленинского комсомола

Первое впечатление о театре было нелестное — пыльно, душно, темно, репертуар невнятный. Поработав там почти год, актриса собиралась уже уходить. Но потом туда пришел Анатолий Васильевич Эфрос. Имя Эфроса уже звучало по столице. Колеватов, знакомя режиссера с актерами, Яковлевой дал не лучшую характеристику, сказав, что она жена известного футболиста и в театре ей скучно.

image По воспоминаниям Эфроса, впервые увидев Ольгу Яковлеву в небольшой роли среди плохо играющих актеров, он все время ждал ее выхода на сцену. Ольга играла быстро, импульсивно, живо и вместе с тем умно, что и поразило великого режиссера.

Непосредственная актриса

Никто не мог тягаться с ней в непосредственности. К примеру, Ольга, тогда еще молодая актриса, могла так засмеяться на реплику, что можно было подумать, что она впервые ее слышит, хотя это было в сотый раз. Эфрос писал, что Ольга Яковлева — актриса, одна из немногих, которая умела носить костюмы и парики разных эпох. Для этого ей приходилось «бороться» с костюмерами и гримерами. В итоге, появившись в роли Джульетты, она была легкой и изящной в хорошо пошитом, как будто в своем платье. Этого нельзя было сказать о других актерах, на которых костюмы сидели тяжело и неудобно. Актрисе зачастую приходилось скандалить из-за неудобных туфель, балкона, который постоянно качался в спектакле «Ромео и Джульетта» — все это мешало роли, отвлекало. Зато, когда она стремительно взбегала по лестнице на балкон, у зрителей дух захватывал.

image

Во время спектакля у актрисы никогда не бывало плохого настроения. До этого — сколько угодно, но театр для нее — это святое место. Яковлева Ольга Михайловна живет от премьеры до премьеры. Ко всему остальному она относится с благодарностью. Если ей удалось посмотреть хороший фильм или спектакль, то это чудо, прочитала интересную книжку или статью — благодарит Создателя. Если приготовит что-то вкусное или поговорит с замечательным собеседником — прекрасно. Еще она любит природу. Раньше мечтала о даче, уехать за город, но муж — известный футболист Игорь Нетто — был против. В быту ему было мало что нужно, поэтому дачей Ольги стал газон перед домом, куда она выходила вместе с собакой погулять.

Творчество

Фильмография

  1. 1970 — Борис Годунов. Сцены из трагедии (ТВ-спектакль)
  2. 1971 — Марат, Лика, Леонидик (ТВ-спектакль)
  3. 1972 — За всё в ответе
  4. 1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера — Арманда Бежар Де Мольер, актриса, дочь Мадлен
  5. 1974 — Таня
  6. 1975 — Страницы журнала Печорина (фильм-спектакль) — Вера
  7. 1976 — Бешеное золото — Эдит Парсонс
  8. 1977 — Отклонение — ноль
  9. 1981 — Дядюшкин сон (ТВ-спектакль)
  10. 1983 — Месяц в деревне — Наталья Петровна
  11. 1990 — Панцирь
  12. 2001 — Наполеон I (ТВ-спектакль)
  13. 2004 — Кабала Святош
  14. 2004 — Четыре любови
  15. 2005 — Мангуст-2 (сериал)
  16. 2006 — Маяк
  17. 2006 — Плата за любовь (сериал)
  18. 2007 — Дом на набережной (сериал)

Ольга Яковлева. Личная жизнь

Они познакомились, когда ей исполнилось семнадцать лет, девушка только приехала из Алма-Аты и поступила в театральный институт. Игорь представился ей, назвав знаменитую фамилию Нетто, о которой она слышала по радио.

Всю последующую совместную жизнь Нетто обращался к жене по фамилии и никак по-другому. Будущий муж Ольги Яковлевой был хорошо воспитан, поэтому ухаживал по всем правилам. Без всяких приставаний, всегда выдержанно и корректно вел себя чемпион по футболу. Именно поэтому, когда после года знакомства он сделал предложение, она его приняла.

image

Игорь любил ее студенческую театральную компанию. Когда его команда выигрывала в футбол или Ольга сдавала экзамен, в их доме собиралась все актеры, готовились к экзаменам, веселились, танцевали, а вечером Игорь всех развозил по домам, причем в его «Победу» набивалось человек десять.

Семейная жизнь

Родители Ольги Яковлевой были против раннего замужества дочери. Они не были конкретно против Игоря, но отец кричал, что брак — это дело серьезное. В свою очередь, тренер Игоря, Гавриил Дмитриевич Качалов, зная о бескомпромиссном характере футболиста, пытался повлиять на актрису, советовал одуматься. Но решение было принято и на втором курсе училища, Ольга Яковлева (актриса) стала супругой и верным другом Игоря Нетто.

Они не прогадали, рано окольцевав себя, ведь каждый имел любимую профессию и отлично понимал, что она значит. Игорь был немногословен, никогда никого не осуждал и не клеветал, лишь некоторые бытовые проблемы могли на время их поссорить (спорили, кто кран починит и так далее). Ольга и Игорь ценили друг друга. Если вечером был спектакль, то муж по утрам не будил жену, тихонько возился на кухне, готовил завтрак и лишь потом звал к столу. А если у Игоря намечался матч или отъезд, накануне не было никаких гостей, подруг. Да и после игры тоже, ведь Ольга не знала, в каком настроении он приедет. Лишь одно огорчало супругов: у них не было детей, но этот крест они несли достойно.

Личная жизнь

Театральная студенческая компания Яковлевой Нетто нравилась. Если Игорь играл матч либо Ольга сдавала экзамены, в доме собирались все артисты. По вечерам Нетто развозил гостей по домам. Раннее замужество дочери родителей шокировало.

Против Игоря лично они не возражали, но отец полагал, что для такого серьезного дела как брак нужно повзрослеть. Советовал одуматься актрисе и тренер Нетто Гавриил Качалов. Он рассказывал о бескомпромиссности футболиста.

Но принятого решения влюбленные менять не стали. Со второго курса Ольга стала женой Нетто. Она превратилась в его верного друга. Любимая профессия была у каждого, оба прекрасно понимали друг друга. Немногословный Нетто не осуждал никого. Он мало в чем нуждался, только на время их ссорили некоторые бытовые вопросы.

Если вечером у супруги намечался спектакль, муж утром не будил ее, осторожно занимаясь на кухне делами. Звал жену к столу он лишь тогда, когда был готов завтрак. Если же Игорь готовился к матчу либо отъезду, накануне в доме не было ни гостей, ни подруг. То же и после игры: Ольга не могла угадать, в каком настроении приедет муж. Брак распался в 1987.

В 2003 вышла книга воспоминаний актрисы «Если бы знать…». Автор в мемуарах рассказывает о драматических событиях в театрах, в которых ей довелось работать, о самом трагичном в жизни Эфроса периоде. Зрителям Ольга более всего запомнилась в образе Тани в одноименной картине знаменитого режиссера по пьесе Арбузова.

Яковлева блистательно играла Наталью Петровну по тургеневскому произведению в «Месяц в деревне». В 2011 театральную актрису наградили премией «Хрустальная Турандот» и удостоили номинации «Театрально достояние». Яковлева уверена, что своя специфика есть у каждого человека.

Комплексы не исчезают никуда. Они лишь видоизменяются. Себя актриса называла одновременно и взрывной хулиганкой, и стеснительной особой. Актеры обладают умением моментально менять одно состояние на другое. них особенная психика. Поэтому важно уметь себя уравновешивать, следить, чтобы депрессия не возобладала над эйфорией и напротив.

Ссылка на основную публикацию
Похожее