2 жены и 2 дочери Алексея Баталова: 20 ноября актеру исполнилось бы 91

Биография

Алексей Баталов – советский и российский актер театра и кино, сценарист и кинорежиссер. Получил широкую известность по роли Георгия Ивановича (Гоши) в фильме «Москва слезам не верит».

Алексей Владимирович Баталов родился в ноябре 1928 года во Владимире. Будущий актер вырос в театральной семье. Владимир Баталов и Нина Ольшевская – родители Алексея. И мать, и отец Алексея работали в Московском Художественном Театре. Именно благодаря родителям мальчик в буквальном смысле слова вырос на театральных декорациях.

image Алексей Баталов в детстве

В 30-х годах брак Владимира Баталова и Нины Ольшанской распался. Мать Алексея вышла замуж во второй раз, мальчик в пять лет попадает в семью Виктора Ардова. Женщина с сыном переезжает к Виктору, но жить в новой семье тяжело, ведь за стенкой проживает бывшая жена Ардова. Тем не менее матери Алексея удалось приобрести квартиру и переехать вместе с сыном в дом литераторов, где соседями была семья Мандельштамов.

Благодаря этой квартире и своим знаменитым соседям Алексей Баталов уже в детстве находился в обществе советской интеллигенции, видных представителей русской культуры, силой духа и талантом которых восхищался. В их доме бывали великие писатели и поэты: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и другие.

image Алексей Баталов в молодости

image
image
image

Любящий отец

Недруги поговаривали, что Баталов многим жертвовал ради младшей дочери, полностью забросив старшую. Но это не так. Ирина Ротова сохранила прекрасные отношения с матерью актера, и часто приводила к ней внучку. Бабушка по отцу опекала и воспитывала Надежду. А отец использовал визиты девочки к бабушке, чтобы повидаться с ней.

Но, конечно, больше всего времени он посвящал маленькой Маше. Он ограничил количество ролей и сделал все, чтобы девочка не чувствовала себя ущербной. Усилия Алексея и Гитаны не оказались бесплодными. Мария сумела окончить ВГИК, стала успешным литератором. Об ее успехах в этой области можно судить по тому, что женщина стала членом Союза писателей.

10 больших ошибок при заселении и выселении из отеля: осмотр номера напоследок

Профессиональный архитектор взялся построить обычный курятник. Фото результата

Добрался до 3-го этажа: в Японии растет уникальный кактус-гигант

Театр

Впервые Алексей Баталов вышел на театральную сцену в эвакуации в Бугульме. В годы войны также актер дебютирует в кино, получив эпизодическую роль в фильме «Зоя».

После войны Баталов возвращается в Москву. В 1950 году Алексей Владимирович начинает работу в Московском художественном академическом театре (МХАТ).

Алексей Баталов в спектакле «Горе от ума». 1946 год.

В это время он заканчивает учебу в школе-студии МХАТ, а вскоре три года работает в Центральном театре Советской Армии. С 1953 года Алексей Владимирович стал актером МХАТа, но задержаться надолго там не удалось. В 1957 году артист покинул театральное учреждение.

Сам актер не раз говорил, что театр – его судьба, ведь Алексей является сыном актера и актрисы Московского Художественного Театра. Первое, что увидел артист в своей жизни – декорации и загримированных актеров, а в детстве ему казалось, что все взрослые люди на свете работают именно в этом театре.

Образование Алексея Баталова

Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего.

Первая роль Алексей Баталова – фильм «Зоя», 1944 год

С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии.

Фильмы

Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме «Большая семья»

В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.

Новые грани актера открыла экранизация «Дама с собачкой». В 1960 году артисту пришлось перешагнуть уже позитивный образ, который воспринимался зрителем на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила большое количество наград, в том числе международных.

Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой»

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, получившего высокую дозу радиации. В начале 60-х годов Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий специально под Баталова решили написать сценарий к этому фильму, но их ждало разочарование. Стало известно, что актер серьезно болен. Из-ха проблем с глазами свет софитов ему противопоказан. Тем не менее авторы сценария решили послать новый материал в глазную клинику, где лечился Баталов, предварительно предупредив его о будущей роли. Актер среагировал моментально, рванув из Симферополя в Москву к создателям киноленты, заявив, что готов участвовать в съемках.

Картина «Девять дней одного года» повествует о работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актеру предлагалось показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Алексей Владимирович отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»

В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах. Режиссеры активно используют созданный им имидж.

Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой. Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Эта лента стала вершиной в творческой биографии актера.

Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»

Слесарь Гоша вернул на экраны персонаж рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова – секс-символ отечественного кино.

В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.

Алексей Баталов в фильме «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!»

Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.

Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.

Режиссура

Первая режиссерская работа Баталова «Шинель» по повести Гоголя была снята в 1960 году. В 1966 году он снимает второй фильм «Три толстяка» по книге Олеши и сам же играет одну из главных ролей. В 1972 году артист создает третью картину – повесть Достоевского «Игрок». На этом его режиссерский опыт заканчивается. Баталов объясняет это переездом из Ленинграда в Москву. Артист говорил, что с городом потерял и команду, которая помогала в работе, а новый профессиональный коллектив так и не удалось собрать.

Алексей Баталов в фильме «Три толстяка»

А вот радиопостановки сыграли в жизни Баталова особую роль. Они появились в период простоя в кино и желании актера постичь искусство слова. В результате вышли на экраны знаменитые «Казаки» Толстого, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Белые ночи» Достоевского и другие. Каждая из них до сих пор остается прекрасным образцом радио-спектакля, прекрасно поставленного, отыгранного и сохранившего мысль, характер автора.

С 1974 года Алексей Владимирович увлекается озвучкой мультфильмов. Все мы не раз слышали голос Баталова в мультфильмах «Загадочная планета», «Ежик в тумане», «Приключения пингвиненка Лоло», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени» и других.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова. Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.

«Москва слезам не верит»: Алексей Баталов в роли Гоши

Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова, супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.

Алексей Баталов и Вера Алентова: 35 лет спустя

В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».

«Полтергейст-90» – один из последних фильмов с Алексеем Баталовым

Личная жизнь

Ирина Ротова – первая любовь Алексея Баталова. Молодые люди встретились, когда им было по 16 лет. Алексей и Ирина без памяти влюбились друг в друга, но пожениться смогли спустя два года. После свадьбы у пары родилась дочь Надя.

Постепенно Баталов больше времени проводит на съемках. Отношения с Ириной стали разрушаться, а на съемках фильма «Большая семья» Алексей встречает циркачку Гитану Леонтенко. Молодая цыганка очень понравилась актеру. В 1958 году он разводится с супругой и женится на Гитане.

Алексей Баталов и Гитана Леонтенко

Второй брак оказался удачным. Омрачает семейную жизнь только инвалидность дочери Маши. Она получила травму во время родов, так и не встав на ноги. Но девочка оказалась сильной и выучилась на сценариста во ВГИКе.

Что стало с Надеждой Баталовой

Окончив школу, наследница Алексея Владимировича поступила в Институт иностранных языков. Получив диплом, стала работать переводчиком.

Надежда Баталова замужем. В конце 70-х у нее родилась дочь Катя. Внучка Алексея Владимировича имеет экономическое образование. Сейчас она работает финансистом.

Жанна Бадоева сумела удивить поклонников креативностью нарядов (фото)

Как сейчас выглядит место, где похоронен культовый певец Игорь Тальков

Берут уроки макияжа: этот и другие секреты стюардесс первого класса

Екатерина остерегается публичности. Сколько бы ей ни предлагали денег за то, чтобы поговорить о ее знаменитом дедушке, она всегда отказывалась. В Сети даже нет ни единого фото Екатерины.

Дачный конфликт

К проблемам со здоровьем добавились и судебные тяжбы с соседом по даче. Алексей Баталов даже обратился за помощью к Сергею Собянину, мэру Москвы, дабы тот помог решить дачный конфликт.

Известно, что народный любимец давно уже приобрел дачный участок в ДСК «Мичуринец» рядом с писательским поселком Переделкино. Баталов построил на территории участка скромный домик с верандой, но вскоре узнал, что его собственный кусочек участка оформил на себя сосед, предприниматель-ювелир Вадим Эльгарт.

Дача Алексея Баталова

Ловкий ювелир построил на этой территории баню, предварительно предоставив на подпись Алексею Владимировичу документы, в которых тот толком не разобрался. Вскоре выяснилось, что артист своей подписью подтвердил акт размежевания границ. По мнению экспертов, сосед мог подсунуть Баталову бумаги на отчуждение земли под предлогом автографа.

На момент подписания артист не был владельцем дачи, а за несколько лет до этой истории оформил все документы на свою дочь Марию. Таким образом, именно дочь Баталова – хозяйка и дачи, и участка земли. Сосед, замышляя такую «сделку», об этом не знал. Фактически юридической силы подпись Баталова не несет никакой, но судится с соседом актер уже не менее шести лет.

Ситуация осложняется тем, что Эльгарт подарил дачу Ольге Ивановой, своей дочери, которая проживает в Лос-Анджелесе и в российский суд не является, но, тем не менее, ответчик по делу именно она.

Алексей Баталов

Поклонники актера надеялись, что в ближайшее время негативная ситуация вокруг земельного участка разрешится, поскольку инцидентом заинтересовался даже председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, поручив проверить обстоятельства отчуждения. Все же многие юзеры соцсетей удивляются случившемуся, ведь Алексей Владимирович остался один на один в дачном конфликте, и даже всесоюзная слава не помогла актеру обезопасить себя. Казалось бы, известность артиста должна исправить такое положение дел, но конфликт с дачным участком так и остался на повестке дня.

Смерть

В 2020 году с Баталовым приключилась беда. Актер оказался в больнице — в январе сломал шейку бедра на правой ноге. Перелом оказался непростым. Пришлось делать повторную плановую операцию в московской больнице, но врачи сломанную кость сумели восстановить.

Состояние здоровья Баталова улучшилось. Рана на ноге заживала, но артиста беспокоило давление, ведь давние проблемы с сосудами дают о себе знать. Медики рекомендовали Алексею Владимировичу бросить курить.

Алексей Баталов умер в июне 2020 года

В 2020 году актер отметил 88-летие.

15 июня 2020 года Алексей Баталов умер. С января этого года актер не покидал стены больницы после полученной травмы.

Смерть Алексея Баталова

Алексей Баталов умер во сне от остановки сердца Последние полгода жизни он провел на больничной койке одной из московских клиник, восстанавливаясь после операции (в январе 2020 у него диагностировали перелом шейки бедра). О смерти актера стало известно утром 15 июня 2020 года. В 6:00 по московскому времени его сердце остановилось. Как сообщили близкие, Алексей Баталов умер во сне: вечером заснул и больше не проснулся. Ему было 88 лет.

Ссылка на основную публикацию
Похожее