Детство и юность
Будущий артист родился весной 1927 года в селе Большие Салы, основанном под Ростовом в конце 18 века армянскими переселенцами из Крыма. По национальности Луспекаев – наполовину армянин: отец звезды, мясник Багдасар, родом из Нахичевани. Мать – казачка Серафима, от которой актер унаследовал высокий рост – тоже не имела отношения к искусству. В семье были и другие дети: на юношеском фото Луспекаева, помимо родителей, фигурирует его сестра.
View this post on Instagram
A post shared by Родная история ???????⏳?????? (@history_ussr_russia) on Apr 20, 2020 at 4:44am PDT
Павлик Луспекян рос хулиганистым и как-то в подростковой драке едва не лишился глаза. Ремесленное училище, в котором парень обучался на слесаря, с началом войны эвакуировали в столицу Киргизии. В 16 лет деятельный юноша сбежал на фронт. Во время боев получил ранение в руку и обморожение ног.
Верхнюю конечность врачи Саратовского госпиталя собирались ампутировать, но вняли мольбам Павла, и случилось чудо: рука зажила. Но жестокая участь инвалида все-таки настигла Луспекаева: юношеское обморожение привело к атеросклерозу сосудов ступней, череде мучительных ампутаций и выходу артиста на пенсию в 38 лет.
Павел Луспекаев в военной форме (кадр из фильма «Тайна двух океанов»)
После выписки из госпиталя парня командировали в партизанский штаб, а затем комиссовали и зачислили в труппу драматического театра Ворошиловграда, ныне носящего имя Луспекаева. Юный артист был столь убедителен, что, несмотря на незаконченное среднее образование, его направили учиться в один из лучших московских театральных вузов. В Щепкинском училище Луспекаев обрел лучшего друга – Евгения Весника, такого же молодого ветерана войны, как он сам, и верную жену Инну Кириллову.
Жизнь замечательных людей: Павел Багдасарович Луспекаев( Луспекян)
Острова (телепередача) — цикл документальных фильмов о мастерах культуры.
Па́вел Бори́сович (Богдасарович) Луспека́ев (20 апреля 1927, Большие Салы, Ростовская область — 17 апреля 1970, Москва) — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965), Лауреат Государственной премии России (1997, за художественный фильм «Белое солнце пустыни», посмертно). Участник Великой Отечественной войны.
Биография Детство и юность Родился Павел 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края (ныне — в Ростовской области). Отец — Богдасар Гукасович Луспекян — был родом из нахичеванских армян (из села Большие Салы), работал мясником; мать Серафима Авраамовна Ковалева — донская казачка[3]. В начале 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.
В 1943 году шестнадцатилетним подростком он ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боёв Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.[4] Его отправили в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли Луспекаев выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации[5]. Руку удалось спасти. После выздоровления П. Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Луспекаев переехал в Ворошиловград (ныне Луганск).
Творческие годы В 1946 году Луспекаев поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова). Он заметно выделялся среди сокурсников; по предмету «актёрское мастерство» педагоги неизменно ставили ему «отлично».
Во время учёбы Павел познакомился со студенткой Иннесой Александровной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Вскоре они поженились, и у них родилась дочь Лариса.
После окончания Щепкинского училища в 1950 году Луспекаев с семьёй переехал в Тбилиси[6]. В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев, а через два года оседают в Ленинграде.
В 1962 году вскоре после окончания съёмок фильма «Капроновые сети» актёра положили в больницу. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног. Теперь же старая болезнь обострилась. Ему были сделаны две операции: сначала на носоглотке, а затем на ногах — ампутировали некоторые фаланги пальцев на ногах. 1 марта 1965 года официально вышел на пенсию по инвалидности.
В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме «Республика ШКИД» у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль. По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик — пантопон[7]. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев твёрдо решил, что от этой зависимости надо избавиться. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи. Большую помощь Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который несмотря на это снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции[7]. В своём дневнике актёр тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда наконец Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, — начал рисовать себе эскизы протезов.
Последние годы жизни и смерть В 1969 году во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов.
Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего сорокатрёхлетия.
Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм»[9]. Актёр умер накануне столетия со дня рождения В. И. Ленина. По Союзу было объявлено всенародное празднование и траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду[8]. Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище. На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».
Семья Супруга Павла Луспекаева Инесса Александровна Кириллова (1923—1988) до выхода на пенсию работала в БДТ, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году, похоронена рядом с мужем. Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета[7]. Работает в гостиничном бизнесе. Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне. Внук Александр учится в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Творческая деятельность В 1944 году Павел был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. В течение двух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, среди которых самыми заметными были: Алёшка («На дне» М. Горького) и Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова).
С 1950 по 1957 годы играл на сцене Тбилисского государственного русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первый выход Луспекаева на сцену театра состоялся 3 ноября в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща». После этого роли последовали одна за другой. Уже тогда репертуар молодого актёра был значительный и необычайно разнообразный: Вожеватов («Бесприданница», А. Н. Островского, 1951), Борейко («Порт-Артур», А. Н. Степанова), Хлестаков («Ревизор», Н. В. Гоголя, 1952), Тригорин («Чайка», А. П. Чехова), Алексей («Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского, 1953), Шок («В сиреневом саду», Ц. С. Солодаря, 1955).
В 1954 году состоялся кинодебют Луспекаева. Он сыграл Бориса в фильме «Они спустились с гор» режиссёра Н. Санишвили. А в 1955 году он снялся в «Тайне двух океанов» режиссёра К. Пипинашвили. Однако, несмотря на то, что картина имела большой успех у зрителей, роль Карцева, колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной.
С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского П. Луспекаев работал в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки. Там он с успехом дебютировал в пьесе А. А. Крона «Второе дыхание» в роли Бакланова. Эта роль буквально поразила театральный Киев. Актёр был настолько органичен в ней, что и зрители, и критики оказались одинаково восхищены его игрой.
Павел Луспекаев в роли Ноздрёва в спектакле «Мёртвые души» (телеспектакль, 1969 год) В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Большого драматического театра[12]. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького. Своей игрой он завоевал самые горячие симпатии ленинградцев. Самыми заметными были роли Галлена («Не склонившие головы», 1961), Бонара («Четвёртый», 1961), Нагульнова («Поднятая целина», 1964). В 1965 году Луспекаев покинул БДТ из-за разногласий с руководством[каких?] и болезни ног.
В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Эта роль помогла Луспекаеву раскрыть всю мощь своего таланта.[источник не указан 1613 дней] Так как вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис.
В 1966 году актёр снялся в фильме Г. И. Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда. Первоначально предполагалось снять две серии, причём Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, трогательная дружба со шкидовцем Савушкой. Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным.
Последняя роль Луспекаева в кино — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына — состоялась в телефильме «Такая длинная, длинная дорога…»; выход фильма задержали из-за цензуры — в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор вырезали, а выход фильма на телеэкраны задержали до 1972 года, уже после его смерти.
В конце 1969 года киностудия «Беларусьфильм» приступила к съёмкам художественного фильма «Вся королевская рать». На главную роль губернатора Вилли Старка был приглашён Луспекаев. Однако всю роль ему сыграть не довелось. Он скончался, когда было отснято около тридцати процентов фильма. В итоге они были пересняты с новым исполнителем — Г. Жжёновым.
Фильмы
Фильмография актера невелика. Павел Борисович – преимущественно театральный артист. Весь город на Неве ходил смотреть, как Луспекаев в «Варварах» на сцене БДТ целует актрису Татьяну Доронину. Запомнилась зрителям игра артиста в «Поднятой Целине» и «Горе от ума». Он на сцене проживал жизнь каждого из персонажей: как Скалозуб искренне недоумевал, неужели можно не знать знаки отличия Преображенского полка, как Нагульнов страдал от неверности жены Лушки.
Павел Луспекаев в роли Ноздрева (кадр из фильма «Мертвые души»)
Среди наиболее заметных ролей актера на экране – помещик Ноздрев в «Мертвых Душах» и учитель Косталмед в «Республике ШКИД». Знаменитым Луспекаев стал после участия в ленте Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Работа над этой ролью – актерский подвиг Павла Борисовича, ведь играл артист, передвигаясь на протезах и отказавшись от костылей и дублеров. Восхищенные игрой Луспекаева, создатели фильма переименовали Верещагина в Павла и увеличили число сцен с его участием.
Павел Луспекаев — «Ваше Благородие, Госпожа Удача»
Песенка про Госпожу Удачу, исполненная Павлом, стала шлягером, лента – лидером кинопроката, а герой Луспекаева – символом неподкупного службиста. После съемок в фильме на артиста, «списанного» несколькими годами ранее на пенсию, посыпался шквал заманчивых предложений: Олег Ефремов звал Луспекаева в МХАТ, а Татьяна Лиознова – в сериал «Семнадцать мгновений весны» на роль Мюллера. Реализации планов помешала смерть звезды.
Личная жизнь
Чтобы облегчить страшные боли, преследовавшие Павла Борисовича после нескольких ампутаций, врачи прописали ему препарат «Пантопон», вызывающий привыкание. Осознав, что становится токсикоманом, Луспекаев, поклонник Бахуса и злостный курильщик, испугался и, пройдя через мучительные ломки, смог избавиться от зависимости. Большой вес актера приводил к тому, что культи ног истирались протезами в кровь. Переживания, мучения и борьбу с недугами артист фиксировал в дневнике.
Несмотря на болезни, личная жизнь Павла Луспекаева была бурной. Артист ввязывался в драки и скандалы (едва не зарезал Олега Басилашвили после замечания в ресторане, во время съемок «Белого солнца» подрался в пивной и фигурировал в кадре с настоящей раной на лице). Протрезвев, мужчина раскаивался и трогательно просил прощения.
Документальный фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая госпожа удача»
Многократно каялся Павел и перед супругой, которую считал святой. Уже через месяц после бракосочетания Луспекаев на неделю загулял с давней знакомой из Ростова. Потом случались романы с Аллой Ларионовой и коллегой по БДТ Татьяной Ткач, исполнившей в «Белом солнце» роль главной жены в гареме.
Инна Александровна, талантливая и красивая актриса, пожертвовала своей карьерой, посвятила жизнь любимому мужу и родила Павлу дочь Ларису. Раиса Куркина, сыгравшая жену Верещагина, многое для роли почерпнула из отношений супругов Луспекаевых.
Павел Борисович Луспекаев
Есть фильм, который любят все. Поклонники абсолютно противоположных жанров: боевиков, комедий и мелодрам единодушны, когда речь заходит о кинофильме «Белое солнце пустыни». Этот фильм давно и сразу разобрали на цитаты, выучили наизусть.
Центральная роль таможенника Верещагина изначально предполагалась проходной, чуть ли не эпизодической. Он должен был погибнуть, даже не вступив в схватку с врагом.
Однако мощь и сила таланта Павла Борисовича Луспекаева, сыгравшего Верещагина, заставила режиссера пересмотреть первоначальную позицию. Владимир Мотыль добавил финальную сцену, и в окончательном варианте Верещагин выглядит чуть ли не былинным героем.
Мало кто знает, но в жизни Луспекаев умер, так и не вступив в бой со своим смертельным врагом. Он сдался, не сделав ни единой попытки отстоять свою жизнь. У него, заядлого курильщика, началась облитерация сосудов, сначала левой ноги, потом и правой. Левую ему отняли по самый пах. Правую не успели: он умер по пути в больницу 17 апреля 1970 года.
В «Белом солнце пустыни» он снимался уже на специальном протезе. Если внимательно присмотреться, то протез можно увидеть. Но даже страшный диагноз не заставил Луспекаева отказаться от никотина. Что это было, осознанное желание уйти из жизни, безответственность по отношению к самому себе или недопонимание происходящего? Вероятно, все сразу.
Родился Павел Луспекаев в 1927 году в Луганске. Подростком успел повоевать и в партизанском отряде, и в действующей армии. В 1944 году начинается его артистическая карьера: он зачислен в штат драмтеатра в Ворошиловграде. Упрямый, харизматичный, безумно талантливый, он начинает пробиваться наверх. Сразу после войны, в 1946 году, он приезжает в Москву, и поступает театральное училище им. Щепкина. Приемная комиссия в ужасе от недостатка элементарной грамотности и культуры у молодого дарования. И в восторге от бурлящего, щедрого, бьющего через край таланта.
С юных лет табак — его постоянный спутник. Как-то Павел Борисович снялся в короткометражном фильме про пожар, возникший из-за непотушенной папиросы. В заключительном эпизоде он грозно протягивал палец с экрана и произносил: «Это должен знать каждый!» Короткометражку крутили во всех ленинградских кинотеатрах перед популярным западным боевиком. Поэтому, когда Луспекаев, тогда еще никому не известный актер, пришел в труппу к Товстоногову, его встретили как хорошо знакомого. Особенно забавным всем казалось, что строгое предупреждение исходило от заядлого курильщика, никогда не выпускавшего сигарету из пальцев.
Любовь к жизни, успех и востребованность — что, казалось бы, еще нужно человеку? Даже будучи инвалидом на одной ноге, после «Белого солнца пустыни» он наперебой получает приглашения на съемки. И снимается! Ему было интересно жить, ему было что терять. Почему при этом он не смог победить в себе никотиновую зависимость? Почему, страшно умирая, по частям, так и не смог сказать папиросе «нет»?
Смерть
Павел Луспекаев скончался в Москве, за 3 дня до 43 лет. Причиной скоропостижной смерти стал разрыв сердца.
Через 5 дней страна отмечала 100-летний юбилей Владимира Ильича Ленина, и организовать панихиду по актеру в городе, носящем имя вождя революции, оказалось непросто. БДТ и Ленинградский дом актера устранились от организации траурных мероприятий. Прощание с артистом прошло на «Ленфильме».
Памятник Павлу Луспекаеву в образе Верещагина / Википедия
Луспекаева похоронили на Северном кладбище, расположенном в пригороде Северной столицы – поселке Парголово. Над могилой «неподкупного Верещагина» шефствует северо-западное таможенное управление. О биографии Луспекаева в 2005 году снят документальный фильм, памятники артисту установлены в Москве и Луганске.
Фильмография
- 1954 — «Они спустились с гор»
- 1956 — «Тайна двух океанов»
- 1958 — «Голубая стрела»
- 1960 — «Рождённые жить»
- 1961 — «Балтийское небо»
- 1962 — «Капроновые сети»
- 1964 — «Поезд милосердия»
- 1965 — «Иду на грозу»
- 1966 — «Долгая счастливая жизнь»
- 1966 — «Республика ШКИД»
- 1966 — «Три толстяка»
- 1967 — «Происшествие, которого никто не заметил»
- 1969 — «Белое солнце пустыни»
- 1969 — «Мёртвые души»
- 1970 — «Зелёные цепочки»
Жизнь на грани подвига
Луспекаев родился 20 апреля 1927 г. в небольшом селе в Ростовской области. О карьере актёра не помышлял. Работал слесарем. «Не думаю, что актёром Луспекаев в итоге стал случайно. Слишком очевиден был его талант, граничащий с гениальностью, слишком волевой характер он имел. Ему было многое дано от природы. Но война отняла у него главное — здоровье», — вспоминает Олег Басилашвили, коллега и друг Луспекаева. В 1943 г. Луспекаев, будучи подростком, ушёл добровольцем на фронт. Попал в партизанский отряд. В одном из боёв разрывной пулей его тяжело ранило в руку. Врачи настаивали на ампутации. Луспекаев, на свой страх и риск, не позволил этого сделать. Руку спасли, но самое серьёзное испытание, искалечившее его жизнь, было впереди. Будучи в разведке, Луспекаев вынужден был более четырёх часов неподвижно пролежать в снегу. Эти злополучные часы стали роковыми в судьбе будущей звезды советского кино. Но тогда он об этом не думал. Он хотел одного — выжить.
Павел Луспекаев и Марина Полбенцева в фильме «Долгая счастливая жизнь», 1966 год Фото: www.globallookpress.com
«После войны Паша окончил Щепкинское училище и поступил в ленинградский Большой драматический театр, — рассказывает Басилашвили. — Мы не только служили одной сцене, но и жили на одной лестничной площадке. Были ли мы близкими друзьями? Нет. Скорее близкими приятелями. Я им и восхищался, и побаивался его одновременно. Мы были с ним слишком разными. Ролей в театре у него было немного, но играл он их на грани гениальности. А потом о себе дали знать травмы войны. Он старался не показывать, насколько ему физически тяжело, но мы все знали, что играет он на пределе человеческих возможностей. Что каждая роль для него теперь сродни подвигу».
В 26 лет у Луспекаева, молодого красивого мужчины, развился атеросклероз сосудов ног. Врачи были вынуждены ампутировать некоторые фаланги пальцев на ногах. А спустя несколько лет, во время съёмок в картине «Республика ШКИД», болезнь обострилась настолько серьёзно, что встал вопрос об ампутации обеих ног до колен. После долгих консультаций врачи ограничились ампутацией стоп.
«Физическая боль, которую он испытывал, была дичайшей. Нет, он не жаловался. Терпел. Но предел есть всему. В итоге ему стали колоть сильнодействующий обезболивающий наркотик. Было очень больно видеть, как в силу непреодолимых обстоятельств человек превращался в наркомана, — вспоминает Басилашвили. — Однажды он сказал мне: «Я погряз в этой мрази и хочу, чтобы побыстрее всё закончилось». Это было не совсем правдой. На самом деле он мечтал вернуться на сцену, в кино. В конце концов ему это удалось. Он взял себя в руки, отказался от наркотиков. Истинным наркотиком для него была и оставалась сцена. Паша попросил свою жену Инну купить ему огромный мешок семечек. Так он пытался отвлечься от боли».
Статья по теме
«Мое дело — охранять границу». Настоящая история «таможенника Верещагина»